За всё заплатим. Как куряне восприняли изменения с оплатой проезда

Новые автобусы, прибывшие в областной центр накануне Нового года и вышедшие на маршруты уже с 1 января, не стали для курян таким уж подарком. За всё надо платить, тем более – за обновление.

   
   

Осматривая строй зелёных низкопольных «Волгобасов», областные  чиновники на вопрос о повышении стоимости проезда отвечали уклончиво, мол, это неизбежно, времена непростые, все тарифы индексируются, и транспортные – не исключение. В итоге «расценки» взлетели сразу с боем курантов, и не на рубль или два, а на пять.

Много вопросов

«Проанализировали экономику, учли социальный стандарт Минтранса, – объявил председатель регионального комитета по тарифам и ценам Сергей Токарев. – Получили цену за одну поездку – 31 рубль. Решили ввести скидку тем, кто оплачивает проезд картой, – 25 рублей».

Дальше следовали привычные слова о том, что 2022 год был непростым для транспорт­ной отрасли. Выросла стоимость обслуживания автобусов, есть сложности с запчастями, зарплаты маленькие, работать некому и т. д., и т. п. Льготы сохраняются, а количество льготных маршрутов увеличится до 43. И вообще – это ещё «по-божески», так как экономически обоснованный тариф – 55 рублей.

Одновременно с новыми ценами решили ужесточить наказание. Штраф за безбилетный проезд вырос в 15 раз и составил 1500 рублей, раньше было 100 рублей. Кондукторов в транспорте не станет. Оплатить проезд картой можно будет через валидаторы, наличными – водителю. Оплату производить при входе, чек сохранять до конца поездки, чтобы при необходимости предъявить его контролёру.  Доказательством оплаты по безналу будет смс-ка, пришедшая на телефон пассажиру, которую придётся показать при выходе.

«Понимаем, что первое время новая система может вызывать вопросы, – прокомментировал замминистра транспорта Александр Васильченко. – В транспорте будут работать волонтёры, которые помогут пассажирам».

Сказать, что от пассажиров вопросы пошли валом – не сказать ничего. Ведь предложенная система безналичной оплаты «заточена» как минимум на современные смартфоны и скоростной интернет.

   
   

«Сразу видно, что авторы реформы не пользуются общественным транспортом, – считает общественница Алёна Никитина. – Если я оплатила картой, я ведь не обязана иметь при себе смартфон с установленным банковским приложением, я вообще могу быть без смартфона или с кнопочным телефоном, какие чаще всего встречаются у пенсионеров. Мне выходить, а смс-ка про оплату не пришла, или связь плохая, как бывает в разных местах».

Взявшиеся за дело эксперты нашли в такой схеме нарушения закона и о защите прав потребителей, и о персональных данных.

Факт подтверждения оплаты

Видимо, поняв, что схема несовершенна, разработчики её тут же скорректировали. Конт­ролёры остаются, им выдадут терминалы, они будут обилечивать за наличные и проверять оплату через валидаторы.

«Там, где проезд оплачивался за наличные, подтверждением оплаты станет чек, не забывайте требовать его у кондуктора или водителя, – разъяснили в Доме Советов. – При безналичной оплате по банковской карте или по «Карте жителя» подтвердить расчёт можно с помощью специального терминала, который будет в руках у контролёра. Чтобы оплатить проезд, карту нужно приложить к валидатору».

То есть картой придётся пользоваться дважды – при покупке и при проверке билета. Говорят, так работает транспорт и в других городах, например в Ярославле. Правда, непонятно, зачем тогда валидаторы, и не проще ли по старинке платить  кондукторам? Пока же вездесущие курские бабушки, завидя новые автобусы, чертыхаются и пропускают их мимо.