Запугали, обобрали… Почему курские старики доверяют мошенникам?

66-летней жительнице Железногорска позвонили и сообщили о блокировке её номера. Втянув женщину в разговор, мошенникам удалось не только узнать её индивидуальный код от портала Госуслуг, но и получить информацию о личном счёте в банке.

   
   

Вскоре пенсионерке позвонил другой неизвестный и напугал тем, что сейчас пытаются украсть деньги с её счёта, а чтобы это предотвратить, женщину отправили покупать новый телефон.

Будьте на связи

В купленном телефоне мошенника нужно было записать как «Внук». Через новый номер и наушники общение проходило практически непрерывно. Пенсионерке сказали идти в банк и снять наличные средства. Сотрудник банка, заподозрив неладное, предупредил клиентку, что требуемая сумма должна быть заказана заранее, поэтому нужно подождать.

Мошенники настойчиво уговаривали женщину не выключать телефон и постоянно быть с ними на связи. Они отослали её в другое отделение банка, но там ситуация повторилась. В банке действия клиентки снова вызвали подозрения, и дальнейшее обслуживание проводилось в присутствии сотрудника службы безопасности. Благодаря этому операции по счёту заблокировали и вызвали полицию. К беседе подключился полицейский, но пенсионерка ему не поверила и отказалась общаться.

После этого мошенники велели жертве ехать за 100 километров, в Курск. Путём требований и угроз она настояла на получении двух миллионов рублей и сразу же переслала их на якобы «безопасный счёт». Чтобы снять оставшиеся деньги, зло­умышленники убедили женщину поехать в Орёл, передвигаться только на такси, причём за свой счёт, на что потерпевшая потратила ещё 30 тысяч рублей.

В соседнем регионе в банке отказались обналичивать деньги со счёта потерпевшей. Посчитав, что операция сомнительная, счёт заблокировали, и снятие средств оказалось невозможным.

Женщина вернулась домой, где её уже ждали сотрудники полиции, вызванные родственниками. Только оказавшись дома, она осознала обман. Однако последствия её поступка почти необратимы – вернуть деньги маловероятно.

   
   

«За год телефонные мошенники украли у курян более 600 млн рублей, – сообщил начальник УМВД по Курской области Виктор Косарев. – Пострадали 2740 человек. Каждый пятый — пенсионер. Рост бесконтактных преступлений за год составил 35 процентов. Раскрытие таких дел затруднено, так как в основном преступники находятся на территории недружественных нам государств».

В состоянии паники

Пенсионеры – самая привлекательная цель для мошенников. Люди привыкли доверять разного рода указаниям, особенно если это «звонок сверху». Когда кто-то по телефону представляется высокопоставленным сотрудником банка, а следом идёт звонок, где человек называет себя полицейским, у людей старшего поколения автоматически включается привычка слушаться, и они легко раскрывают свои личные данные, включая реквизиты банковских карт. Мошенники – тонкие психологи, они прекрасно знают, что с возрастом люди мыслят менее логично и более эмоционально, чем и пользуются.

«Эмоция, которой манипулируют мошенники, – это страх, – говорит психолог Ася Абовян. – Они нагнетают ситуацию, погружая нас в состояние паники и боязни за себя, свои деньги, своих близких и своё будущее. А когда мы очень сильно боимся, мы готовы к импульсивным поступкам. Злоумышленники манипулируют и другим страхом – опоз­дать. Они говорят о срочности и нагнетают безвыходность: мол, если срочно не предпринять такие-то действия, случится нечто ужасное и непоправимое».

А дальше – иногда «странная» осведомлённость о наличии денег, о датах поступления пенсии и прочей закрытой информации. Психологи, да и правоохранители, дают главный совет – быть в курсе дел своих родственников, знать, когда и сколько они получают, звонить им, интересоваться и спрашивать, не звонил ли кто якобы из банка и прочее, прочее...

У пожилых членов семьи стоит тренировать привычку: если звонят с незнакомых номеров, ни в коем случае не брать трубку. А после этого сразу перезвонить кому-то из близких. В стрессовой ситуации это сработает, защитит от обмана, сбережёт и деньги, и здоровье.