Большая перемена. Что нового ждёт липецких школьников в учебном году

Александр Власенко / АиФ

Обеды в цифре

В этом году подготовка школ к учебному году обошлась бюджету почти в 170 млн руб. Большую часть этих денег — 133 млн — потратили на ремонты. 11 млн руб. направили на благоустройство и 22 — на реконструкцию спортивных сооружений.

   
   

В микрорайоне «Победа» построили IT-школу, где будут учиться дети из ближайших районов. Отчасти это снизит нагрузку на школу № 20, которая из-за большого потока работает в две смены.

«Перед нами стоит задача — к 2025 г. полностью отказаться от второй смены, — заявил на брифинге председатель департамента образования Александр Мочалов. — С этой целью делаются пристройки к действующим школам, строятся новые образовательные учреждения, например, в районе улицы 50-летия НЛМК».

Пока же во вторую смену продолжат учиться дети в 29 школах города. Это 15 % от общего количества учащихся.

Произошли изменения и в самой системе образования. С этого года вся старшая школа станет профильной. Учащимся 10–11 классов предложат на выбор пять направлений: естественно-научное, гуманитарное, социально-экономическое, технологическое и универсальное. Кроме того, в Липецке открыли восемь дополнительных кадетских и один педагогический класс — он будет работать в школе № 9.

В липецкие школы приходит цифровизация. Бумажные журналы заменяют электронными. В течение трёх лет на них планируют перевести все школы. Кстати, коснётся цифровизация не только обучения, но и питания. В эксперименте будут участвовать семь школ. Он заключается в том, что родители сами через интернет смогут выбирать меню для своего ребёнка и оплачивать обеды.

   
   

«Нужно будет войти в электронный дневник ученика, там открыть вкладку «Питание» — высветится  меню школьной столовой на две недели вперёд, останется только сделать заказ и произвести его оплату, — пояснил Мочалов. — На выбор родителям будет предоставлено 2-3 комплекса. Мы надеемся, в ближайшем будущем к этому проекту подключатся все школы».

Кому учить?

Остаётся открытым вопрос с охраной. Её по-прежнему продолжают оплачивать родители из своего кармана.

«Я считаю, это неправильно. В законе об образовании  чётко прописано, что за безопасность учащихся отвечают образовательные учреждения. Это значит, на охрану школ должны выделяться средства из бюджета, — говорит депутат обл­совета Андрей Трофименков. — Я неоднократно поднимал этот вопрос перед руководством города, но пока ответ один — денег нет. Деньги есть только на «тревожные кнопки», видеонаблюдение и сторожей, но этого недостаточно. Если мы говорим о полноценной безопасности, как того требует постановление правительства, то школы должны охранять лицензированные организации — ЧОПы или Рос­гвардия».

Речь, к слову, идёт не о каких-то астрономических суммах. По оценкам экспертов, цена вопроса  — 89 млн руб. Для сравнения — в Москве на охрану школ ежегодно тратится около 14 млрд. А чем наши дети хуже?

Остро стоит и проблема дефицита кадров. На начало сентября, школам Липецка не хватало порядка 70 учителей. Требовались учителя начальных классов, физики, математики, английского языка, русского и литературы.

Одна из причин, по которой педагоги уходят из школы, — низкая зарплата. Что бы там ни говорили чиновники, она по-прежнему оставляет желать лучшего. Последние исследования Росстата это подтверждают: у 20,6% липецких учителей зарплата ниже уровня МРОТ, то есть меньше 11 280 руб.

«На бумаге всё гладко, зарплаты у нас постоянно растут, средняя по области уже достигла 30 тыс. руб., а по факту я, учитель высшей категории с 24-летним стажем, получаю чуть больше 12 тысяч, — делится учитель математики Татьяна В. — Зарплаты нищенские, зато нагрузки максимальные. В этом году от нас ушло несколько человек, и я их прекрасно понимаю. Сама работаю последний год».

Такая ситуация не только в Липецке, но и во всей области. Можно сколько угодно говорить о цифровизации, модернизации и прочих «ноу-хау», но какой от этого толк, если некому учить детей?