Дворец за рубль. Почему усадьбы в Липецкой области сдают за бесценок?

Пресс-служба администрации Липецкой области / Скриншот видео

Стать хозяином шикарного особняка за один рубль в год? Теперь такое возможно и в Липецкой области. Решение об этом приняли 30 марта на 23-й сессии облсовета. Какие объекты реально взять в аренду за смешные деньги и что для этого нужно?

   
   

Вопрос бремени

Платить небольшие суммы до окончания срока аренды на историческое здание – такая практика давно и успешно работает и во многих странах, и в некоторых российских регионах, например в Москве и Московской области. Это хороший способ сохранить полуразрушенные памятники истории и культуры, на которые в бюджете нет денег.

Неудовлетворительное состояние – первое условие включения объекта в программу. Закон № 73-ФЗ определяет пять критериев, позволяющих назвать состояние объекта неудовлетворительным. Это утрата инженерных коммуникаций, деформация фундамента, сквозные трещины в стенах, нарушение покрытия кровли, отсутствие заполнения дверных и оконных проёмов. Нужно, чтобы таких критериев было не менее трёх.

Право на дешёвую аренду арендатор получит только через семь лет. Всё это время он должен вести работы по сохранению здания. В течение двух первых лет – проводит изыскания, получает разрешение на работы и составляет проект. Следующие пять лет отводят на то, чтобы привести объект в порядок. А вот потом уже в здании можно вести свой бизнес.

«К сожалению, большинство инвесторов думают о том, как больше и быстрее заработать, при этом меньше вложить. И есть множество нехороших примеров такого недобросовестного исполнения обязательств. Поэтому нужно, чтобы условия участия в программе позволяли исключить подобные ситуации, – сказал краевед Артём Ипатов. – И, конечно, должен быть контроль со стороны органов охраны объектов культурного наследия».

Чтобы программа заработала и в нашем регионе, соответствующие поправки внесли в областной закон.

«Эти льготы должны мотивировать инвесторов поскорее восстанавливать за свой счёт памятники истории и культуры, которые они взяли в аренду, – объяснила начальник отдела управления имущественных и земельных отношений Липецкой области Юлия Исаева. – Чем скорее они приведут их в удовлетворительное состояние, тем быстрее наступит льготный период».

   
   

Не панацея, но шанс

Сейчас в Липецкой области условиям участия в программе отвечают только два памятника: усадьба Хвостовых в Шаталовке и жилой дом середины XVIII века в Ельце.

«Пока только они из всех, что есть в областной собственности, находятся в неудовлетворительном состоянии, – прокомментировал начальник Госдирекции по охране культурного наследия региона Андрей Найдёнов. – Остальные такие объекты в той или иной мере уже отреставрированы, в них вложены средства, у них есть собственники, и их состояние неплохое».

Усадьба Хвостова находится в Шаталовке. От этой деревни осталось только название, в 1987 г. её упразднили. Время не пощадило и саму усадьбу. В советское время тут работал противотуберкулёзный диспансер. В 1990-е годы в здании обвалилась крыша, разбили витражи, были разворованы химеры с парадного крыльца и высокохудожественное чугунное литьё. Но стройность и величие здания, выстроенного в стиле псевдоготики, с ризалитами, стрельчатыми оконными проёмами и треугольным фронтоном, поражает воображение и сейчас.

Двухэтажный дом красного кирпича № 34 по улице Проф­союзной в Ельце находится в самом центре города. В шаговой доступности и музей Тихона Хренникова, и Вознесенский собор. Но в здании нет окон, крыша дырявая, и спасти его – как и усадьбу Хвостова – от дальнейшего разрушения может только инвестор.

Однако краеведы опасаются, что желающих арендовать эти жемчужины истории может не найтись. Программа аренды за рубль – шанс привести их в порядок.

«Мы давно пытались запустить эту программу, и наконец дело пошло, – признаётся Андрей Найдёнов. – Попробуем, и если получится на областном уровне, можно будет подобную принять и на муниципальном. Вообще эта программа для нас – не панацея, а один из способов сохранить памятники для потомков».

Комментарий

Реставратор Сергей Строков:

«Реставрация – очень сложный процесс, пожалуй, самый сложный из всех. Думаю, слово «инвестор» для тех, кто возьмётся за восстановление объектов культуры в таком состоянии, не подходит, речь скорее о меценатах. Можно попробовать привлекать их льготами, но ожидать, что они встанут в очередь за объектами для реставрации, не стоит. И вряд ли сдача памятников в аренду за рубль сильно изменит ситуацию».

Подписывайтесь на наш Дзен-канал «АиФ-Черноземье»: следите за главными новостями Тамбова, Курска, Липецка и Орла.