Для кого это искусство?
Екатерина Курдюкова, АиФ-Липецк: – Ольга, современное искусство непонятно большинству обычных людей ни по своей идее, ни по воплощению. Как думаете, почему?
Ольга Буева: – Странное дело: люди пользуются компьютерами, никому из сторонников классики почему–то и в голову не приходит писать гусиными перьями, а современное искусство не приемлют. Время идёт вперёд, всё меняется. Естественно, что язык искусства тоже не может застыть на «мишках в сосновом бору», как бы они нам не были милы. Для того чтобы сегодня сказать своё слово, художник должен прибегать к современным способам выражения, и это нормально. К этому надо относиться спокойно, терпимо.
– Даже тогда, когда художник бегает голышом по улице и кусает прохожих за пятки?
– Даже тогда. Если художник постоянно говорит о том, как прекрасен мир, да, это хорошие и правильные слова, но людям они приедаются, «навязают в зубах», и те перестают их воспринимать. А вот если он что–то выкрикнет, то, возможно, к нему хотя бы прислушаются. Тот же Олег Кулик, кусающий прохожих за пятки, – он ведь не просто так это делал, он сказал своё слово, которое было на тот момент актуально. Конечно, многие его так и не поняли, как не понимают и сейчас современных художников. Я сама с этим сталкивалась. Например, у меня есть работа под названием «Счастье», на ней изображены небо, песок и домик. Так вот, увидев её на выставке, некоторые посетители подходили и спрашивали – и где же там счастье?
– Складывается ощущение, что художники создают картины для «избранных»…
– Элитарность искусства, как мне кажется, предполагает наличие простой грамотности. Не нужно заканчивать искусствоведческие факультеты, чтобы разбираться в живописи и графике. Есть много других возможностей, пожалуйста, заходите в Интернет, посещайте библиотеки. Я знаю много людей, которые своё знакомство с искусством начинали с вопроса, что такое «чёрный квадрат». И я благодарна за него Малевичу, потому что об его чёрный квадрат «споткнулась» масса народа.
Миссия выполнима
– Ваши работы гораздо чаще можно увидеть в музеях Москвы и Санкт–Петербурга, чем родного Липецка. Почему?
– Действительно, мои выставки чаще всего проходят за пределами области. Может быть, это связано с тем, что публика в Питере и Москве несколько иная. Там люди, приходя на выставку, чётко осознают, зачем они пришли, и очень остро обсуждают увиденное, что бывает крайне интересно. Импонирует мне и то, что сами идеи этих выставок всегда очень чётко сформулированы. Например, в Москве была выставка, посвящённая роману Маркеса «Сто лет одиночества». С удовольствием приняла в ней участие, потому что мне было, что сказать.
– А другим липецким художникам, по–вашему, есть, что сказать?
– Конечно, есть. К липецким художникам всегда был особый интерес. Когорта таких великих мастеров, как Виктор Сорокин, Александр Сорочкин, Виктор Королёв, Вилен Дворянчиков, задала определённый тон в искусстве, которому и сейчас следуют местные художники. Конечно, сменилось поколение, время другое. Но и сегодня художники продолжают говорить о вечных ценностях, правда, своим языком.
– Миссия музея современного искусства «Эрарта» обозначена так: «Найти среди современных художников тех, чьи произведения переживут своих создателей и будут восхищать зрителя века спустя». Как вы думаете, она выполнима?
– Почему нет? Конечно, не сейчас, не сиюминутно, но пройдёт лет пятьдесят, и современные художники станут классиками, само современное искусство будет восприниматься по–другому. Хотим мы этого или нет. Я говорю «хотим», потому что, как мне кажется, многие из нас искусственно загоняют себя в стеклянную банку, не желая ничего видеть и слышать, но жить в ней очень скучно и тоскливо. Нам, взрослым, стоит поучиться у детей. Они более открыты всему новому и тонко чувствуют искусство.
Не хлебом единым
– Служение искусству во все времена было малоприбыльным делом. Как сейчас живётся художнику?
– И сейчас художнику живётся, мягко говоря, непросто. С кем ни поговоришь, все выживают, карабкаются из последних сил. У кого–то сил уже не хватает. На самом деле становится очень грустно, когда видишь, как только после смерти художника его работы начинают расти в цене…
– А как вы относитесь к художникам, которые творят в угоду заказчикам? Коммерция и искусство вообще–то совместимы?
– Конечно, я считаю, лучше этим не заниматься. Если ты начинаешь ломать себя, зная конъюнктуру рынка, писать то, что будет куплено, то тебе сложнее бывает сказать своё собственное слово. А потом на него банально может не хватить времени. Художник должен оставаться честным в первую очередь с самим собой. Но опять же трудно сегодня кого–то осуждать. Художникам тоже надо на что–то жить, кормить семью, покупать те же краски, кисти, холсты.
– Почему государство их не поддерживает?
– Время сейчас другое, культура оказалась в арьергарде. Люди заняты решением более насущных для себя проблем, таких, например, как заработать больше денег. Но ведь не хлебом единым жив человек. И если сегодня мы отбросим кажущуюся нам ненужной такую сферу, как культура, то превратимся в дикарей.Для того чтобы этого не произошло, нужно принимать какие–то меры. Государство должно поддерживать своих художников, актёров, музыкантов, и не на словах, как это чаще всего бывает, а на деле, например, возрождать систему госзаказов, тем же художникам дать мастерские, чтобы они имели возможность творить и получать за свою работу деньги.
Смотрите также:
- Иван Горшков: «Выставки в Воронеже – это всегда экзамен перед самим собой» →
- Молчание старины. Культура - это единая система ценностей →
- Для души все узоры хороши →