Народный артист России Михаил Янко: «Я убеждён, что цензура должна быть»

   
   

Роль профессора Серебрякова в этой чеховской пьесе играет Михаил Янко, народный артист России, лауреат Государственной премии.

Две жизни «Дяди Вани»

Сергей Мальцев, АиФ-Липецк: – Михаил Леонидович, сегодня в спектакле «Дядя Ваня» вы играете роль профессора Серебрякова. А почти тридцать лет назад за роль Астрова в этой же чеховской пьесе удостаивались государственной премии. Получается, удалось дважды войти в одну ту же реку?

досье
Михаил Янко родился 10 января 1950 года в Воронеже. В 1971 году закончил учёбу в ГИТИСе. С Липецком его профессиональная карьера связана с 1978 года. Блистательно сыграл на сцене десятки ролей. Артист Янко стоял у истоков фестивалей «Липецкие театральные встречи» и «Мелиховская весна». Жена - Татьяна Фирсова, актриса Липецкого муниципального театра. Дочь - Мария Янко, актриса МХТ им. Горького.
– «Дядя Ваня» стал для меня неожиданным и от того вдвойне приятным подарком. В своё время роль Астрова в значительной степени сформировала меня как актёра, чеховская пьеса продолжала жить во мне, я помнил весь текст наизусть и был рад возможности вернуться и многое переосмыслить. Поэтому с удовольствием «дважды вошёл в одну реку». Конечно, современный спектакль Сергея Бобровского и постановка Владимира Пахомова тридцатилетней давности очень разные. Тогда мы делали историю о том, каково это – быть интеллигентом в провинции. Новый спектакль, на мой взгляд, о том, что при всех наших серьёзных устремлениях, амбициях и благородных чувствах мы можем выглядеть смешно и нелепо. Считаем себя творцами, демиургами, как мой герой Серебряков, а на самом деле он постаревший, никому не нужный профессор. Жанр постановки сейчас у нас абсолютно иной, ближе к трагикомедии и даже фарсу, но при этом все акценты расставлены тонко и мастерски.

– А как восприняли новую трактовку «Дяди Вани» современные зрители?

– Ощущения самые приятные. У нового спектакля счастливая фестивальная судьба, его прекрасно принимали в Мелихово, Москве, Челябинске, совсем недавно мы вернулись из Самары. Для нас, актёров, такие поездки – отдушина, возможность проверить материал на публике и критиках, зарядиться творческой энергией от коллег, увидеть их лучшие работы.

   
   

Без вседозволенности

– Михаил Леонидович, вслед за профессором Серебряковым в спектакле «Дядя Ваня» у вас роль совершенно иного плана – цензора в «Академии смеха». А как вы сами, как актёр и человек, расцениваете цензуру?

– Знаете, я убеждён, что цензура должна быть. Меня раздражает литературная вседозволенность. Когда недавно ввели запрет на мат, критик Павел Руднев написал в фейсбуке, что ненормативная лексика – неотъемлемая часть современной драматургии. Режиссёр Звягинцев заявил в Каннах, что, мол, нельзя оскоплять язык. Я завёлся: сколько можно сидеть в этом болоте, мы же давно прошли всю эту чернуху и порнуху.

Ребята, если так хочется, давайте тогда и рецензии писать с матом для большой эмоциональности, почему нет? Грустно, когда умные, талант­ливые люди не понимают очевидного. Что касается запретов, то лично я в театре с ними никогда не сталкивался. Были, конечно, разные нелепости, так, обкомовским работникам не понравилось, что в одном нашем спектакле по ходу действия персонаж, Герой Соцтруда, выходит на сцену в трусах. А что, он должен ночью вставать с постели в строгом костюме с золотой звездой? Что касается сегодняшних дней, то не каждый из нас может противостоять нескончаемому потоку примитивных телесериалов, глупых телешоу, «Дому–2» и «Камеди–клаб». По большому счёту, вся наша жизнь превращается в «низкопробную комедию».

Нужна пятилетка культуры

– Летняя пора всегда была «гастрольным сезоном» для театров. Куда собираетесь теперь?

– Гастролей сейчас, увы, нет, раньше мы колесили каждое лето, объездили весь Союз от Прибалтики до Владивостока. Хорошо бы возродить эту практику, но нужна серьёзная финансовая поддержка.

– Михаил Леонидович, как принимаете проходящий сейчас Год культуры?

– Сейчас внимательно изучаю напечатанный в газетах важнейший документ – «Основы государственной культурной политики». Много правильных слов текста. Но жизненный опыт подсказывает – в итоге всё закончится тем, что нам скажут: извините, господа хорошие, но денег нет. А если серьёзно, то Года культуры для страны катастрофически мало, необходима пятилетка, десятилетие. И то всех проблем решить невозможно. Культура для меня в первую очередь это внутреннее содержание человека. Чем глубже и богаче оно, тем цивилизованнее наше общество. Поэтому начинать преобразования всегда надо с себя, никакие указы сделать это не в состоянии. Да, это трудно, но результат того стоит.

Смотрите также: