В первый летний день липчане неожиданно узнали, что стоимость проезда в общественном транспорте выросла на два рубля. Цена за билет поднялась с 27 до 29 рублей при оплате картой и с 32 до 34 – за наличные.
Подорожал тихо
«Зашла в автобус, а у меня вместо 27 рублей списали с карты 29. Если бы не пришло сообщение от банка, я и не заметила бы. Почему не было никаких объявлений? Всё по-тихому сделали?!» – возмущается пенсионерка Клавдия Инютина.
Подорожание проезда, действительно, стало для большинства горожан сюрпризом. О возможном повышении заговорили примерно неделю назад. С просьбой пересмотреть тарифы в горадминистрацию обратились перевозчики. Как сообщает мэрия, основными причинами бизнесмены назвали рост цен — на топливо, моторное масло, запчасти и т. д.
С представителями транспортных компаний встретился вице-мэр Липецка Николай Дергунов.
«К примеру, стоимость моторного масла (за бочку 180 килограммов) выросла с 2022 года более чем на 50 тысяч рублей. А цена за один литр дизельного топлива достигла почти 60 рублей (в 2022 — 50 рублей)», — выложили ему свои аргументы перевозчики.
Пожаловались коммерсанты и на растущий дефицит кадров. По их словам, сейчас нехватка водителей составляет около 25%.
А председатель департамента транспорта Евгений Чекрыжов заметил, что тарифы в Липецке не такие уж и высокие по сравнению с другими городами ЦФО. Например, в Твери за проезд платят 30 рублей по карте и 35 наличными, во Владимире — 33 и 35 соответственно.
Николай Дергунов вынужден был согласиться, что рост тарифов — непопулярная, но необходимая мера, которая поможет удержать сферу пассажирских перевозок на плаву.
Бег на месте
Однако новость о повышении цен радости у липчан не вызвала.
«Тарифы за проезд повышают, а качество обслуживания? Автобус не дождёшься!»; «Транспорт грязный, едешь и не видишь, где выходить, и остановки не объявляют, как людям быть?»; «Кондиционеры в жару не работают!» – возмущаются пользователи в соцсетях.
«Начнём с очевидного – нельзя не повышать цену на проезд в общественном транспорте, если вы не субсидируете его из бюджета. Есть инфляция, есть рост зарплат, стоимости запчастей. Но с позиции горожанина я понимаю, что нельзя его и повышать, когда подвижной состав разваливается на ходу и даже новый выглядит как сильно старый, – говорит общественник Александр Полунин. – Перевозчики не очень стремятся что-то менять. Но изменения, а точнее, качественная эволюция — это вопрос выживания общественного транспорта. И она должна заключаться не только в регулярном повышении цены за проезд. Да, сегодня нельзя взять и отказаться от частников. Муниципальный транспорт просто не вывезет. Брутто-контракты тоже пока из области фантастики. Этим и пользуются перевозчики. Пока. Но это вовсе не значит, что подобного не случится через 5–10 лет. Потому что работать по-старому уже невозможно. Город растёт и развивается, а общественный транспорт сильно отстаёт. По сути, единственным заметным изменением в этой сфере за последние годы стало введение безналичной оплаты проезда. Хотя тут мне могут возразить и начать перечислять, сколько единиц автобусов за это время купили. Но это не развитие. Это бег ради того, чтобы просто стоять на месте».
В последний раз стоимость проезда в Липецке повышалась в феврале 2023-го. Тариф тогда вырос сразу на четыре рубля.
Точка зрения
Депутат облсовета Дмитрий Ларин:
«На мой взгляд, повышение цены проезда вполне оправданно. За последние годы сильно выросли расходы на содержание автопарка, а пассажиропоток упал. Перевозчикам в прямом смысле слова приходится выживать. Конечно, в этой ситуации не лишней была бы очередная поддержка области, например, в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей. Потому что новые автобусы стоят баснословных денег. А транспорт надо как-то обновлять».