Без тени сомнений. Почему в Липецке больше невозможно спрятаться от солнца?

Антон Харин / АиФ

Аномальная жара в очередной раз заставила липчан обратить внимание на то, как уменьшаются «зелёные лёгкие» города. Опиливание, а то и вовсе выкорчёвывание деревьев оставило некоторые улицы без спасительной тени.

   
   

Администрация  настаивает, что работа проводится только с сухими и аварийными деревьями, а общественники поясняют, что до такого состояния их доводит именно неправильный уход.

Безжизненные пни

От невыносимого июльского зноя больше негде спрятаться, возмущаются липчане в соцсетях.

«От БЦ «Виктория» до памятника Чернобыльцам по нечётной стороне проспекта практически ни одного дерева. Да и по чётной стороне ситуация не лучше. Вижу – на территории школы № 17, где растёт последний высокий тополь, работает бригада опиловщиков и превращает последний источник тени для пешеходов в безжизненные пни», – отмечают в телеграм-канале «Стабильный Липецк».

По данным мэрии, только за июль в городе серьёзной «стрижке» и удалению подверглись почти 600 деревьев.

«Перед тем как дерево опилить или снести, его обследует специальная комиссия и на основе этого составляет акт. Дерево опиливают или сносят только в том случае, если оно погибло либо имеет множественные повреждения, которые впоследствии приведут к его гибели, и листья на нём уже не распустятся», – заверяет пресс-служба администрации.

Власти обещают возместить потери и высадить в этом году 1800 деревьев. Впрочем, в том, что этого достаточно, сомневается урбанист Александр Полунин.

   
   

«В идеальной модели 2% деревьев надо менять в год. В реальной ситуации всё сложнее, так как посадки деревьев происходят неравномерно по времени, а разные деревья имеют разный срок жизни, – поясняет общественник. – Таким образом, в Липецке надо менять 35 тыс. деревьев каждый год. Не срубать тысячами, сажая одну-две тысячи, а менять десятками тысяч».

Он также отмечает, что «убить взрослое дерево можно легко, лишив его кроны: почва высыхает в первый же сухой месяц лета, вслед за ней тихо увядает и дерево».

Древесная эпидемия

В администрации сообщили, что в 2022 г. в Липецке очень много деревьев поразила ясеневая изумрудная узкотелая златка. Это насекомое-вредитель, добравшееся до нас из Восточной Азии.

Теперь специалистам приходится сносить в два раза больше засохших деревьев. Нашествие болезни уничтожило почти все ясени. А в этом году – новая напасть. Теперь грибок пожирает каштаны, листья покрыты бурой пятнистостью, а лечить их не представляется возможным: сильнодействующие химикаты, которые могут спасти деревья, запрещено использовать в городе. В этом случае единственный выход – опиловка, уверяют в мэрии. Такие меры могут затормозить распространение болезни.

Впрочем, в правильности поставленного диагноза сомневается кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Музея природы Владимир Сарычев.

«Это не грибок, а насекомое – минирующая моль. Она повреждает листья так, что они внешне выглядят, как поражённые грибком. Методы борьбы необходимо искать соответствующие этому заболеванию. В европейской части России каштаны им охвачены повсеместно», – пояснил эксперт.

Ещё одной болезнью страдают городские кусты. Грибковое заболевание мучнистая роса поражает листья и вызывается сильными перепадами температуры в течение суток. Белый грибок можно видеть на кустарниках. Сотрудники «Зеленхоза» в ближайшее время планируют их санитарную обрезку. Липчанам остаётся только ждать – не останется ли город и вовсе без зелени с учётом количества болезней и варварского отношения к деревьям.