Решения, особенно в первые годы, давались непросто. Депутаты спорили до хрипоты, отстаивая свою позицию и, в первую очередь, интересы избирателей. Но именно в таких спорах рождалась истина.
Начинали с нуля
12 декабря 1993 года на всенародном референдуме был принят основной закон нашей страны — Конституция РФ. Он полностью изменил политическое устройство России, исключив партию как сверхорган и разделив государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с новой Конституцией 6 марта 1994 года состоялись выборы депутатов в Липецкий областной Совет. А уже 10 марта избранные народом парламентарии собрались на своё первое заседание. Никакого областного законодательства тогда ещё не было. Депутатам приходилось создавать всё с нуля. И первое, с чего они начали, — приняли Устав Липецкой области, который по праву называют региональной конституцией.
В 1994 году наша страна только вставала на путь демократического развития. И путь этот был, мягко говоря, непростым. Тотальная безработица, рост преступности, закрытие промышленных предприятий… Пустые полки магазинов заставляли людей думать об элементарном выживании — как накормить свои семьи.
«Это было очень тревожное время, — рассказывает председатель Липецкого областного Совета депутатов первого созыва (1994-1998 гг.), сенатор Олег Королёв. — Наступала новая эпоха, и какой она будет — ещё никто не знал. И депутаты всех округов, собравшиеся на первую сессию, понимали всю ответственность и значимость принимаемых ими решений. Каждый шёл на это заседание не для того, чтобы просто отбыть время, а с надеждой, что те наказы, которые они получили от избирателей, те чаяния людей, продиктованные самой жизнью, будут исполнены. От нас ждали помощи, и мы постарались сделать всё возможное, чтобы помочь липчанам найти своё место в этой новой капиталистической России».
Большинство депутатов финансово поддержало ведущие предприятия области. Преференции были небольшими, но позволили заводам продержаться, а людям сохранить работу. Без помощи не остались ни строительный комплекс, ни сельское хозяйство.
Трудности сплотили
Главный финансовый документ области — положение о бюджетной политике — приняли в июле 1994 года. Бюджет региона по сегодняшним меркам был скромным — полтора миллиарда рублей, и депутатам нужно было как-то распределить эти средства на здравоохранение, образование, культуру и прочие нужды населения.
Но парламентарии не жаловались на нехватку денег, а ставили конкретную задачу: каждый год увеличивать доходную часть бюджета на 30%, и успешно её выполняли. Ежегодно доходы бюджета росли минимум на 30%. Липецкая область уже тогда была примером для остальных регионов в плане привлечения инвестиций и зарабатывания денег.
В первых созывах принимались основополагающие законы, поэтому дискуссий было очень много. Иногда они перетекали в жаркие споры и довольно жёсткую полемику. Всем хотелось проявить себя и реализовать обещания, данные избирателям.
Но разногласия отошли на второй план, когда грянул кризис 1998 года. Перед парламентариями стояла только одна задача: помочь землякам пережить это тяжёлое время, когда экономика страны рушилась, предприятия банкротились, а люди месяцами не получали зарплату.
«Мы приложили все усилия, чтобы исполнить бюджет и найти средства на поддержку населения, обеспечив необходимыми социальными выплатами», — говорит председатель Липецкого областного Совета депутатов (1998-2005 гг.) Анатолий Савенков.
Кстати, именно тогда проезд в городском транспорте сделали бесплатным, а коммунальные расходы ограничили 10% от дохода семьи.
«Многие наши депутаты были «людьми из народа», поэтому они думали и работали, прежде всего, в интересах простых липчан. Социальные вопросы для нас всегда были в приоритете, поэтому жители оказали нам доверие и переизбрали на следующий срок», — подчёркивает Анатолий Савенков.
В дальнейшем законотворческий процесс только нарастал. Всего за 25 лет липецкие парламентарии приняли более 2000 законов и 8000 постановлений.
Новые задачи
Новое время ставит перед депутатами новые задачи. Дополнительные средства ежегодно направляются на строительство школ, детских садов, домов культуры. Больше денег вкладывается в здравоохранение. Принята программа «Формирование современной городской среды», благодаря которой преображаются площади, парки и дворы Липецкой области.
«У нас успешно действует «Социальный кодекс» региона. Он насчитывает порядка 150 видов поддержки, и регулярно появляются новые. Например, поддержка молодых мам, родивших первого ребёнка. Теперь они получают единовременную выплату в размере 85 тыс. руб., — рассказывает председатель Липецкого областного Совета депутатов с 2005 г. по настоящее время Павел Путилин. — На днях мы утвердили дополнительные льготы для наших медиков. Ежегодно на социальную сферу направляется 60% бюджета».
Занимаются депутаты и правовым просвещением молодёжи. Региональный парламент уже много лет реализует такие социальные проекты, как «Правовое кино» и «Деловые игры». Они получили высокую оценку на федеральном уровне.
С учётом майских указов президента скорректированы приоритеты Стратегии социально-экономического развития области. Стоит задача в течение ближайших пяти лет на треть увеличить доходы жителей, снизить долю бедного населения, а также повысить продолжительность жизни липчан.
«Нам ещё многое предстоит сделать — организовать качественное медицинское обслуживание в шаговой доступности, окончательно сформировать систему обращения с твёрдыми бытовыми отходами, решить экологические проблемы, перевести школы на обучение в одну смену, обеспечить малышей от одного года до трёх лет местами в детских садах, — говорит Павел Путилин. — Принимая каждое решение, в первую очередь мы должны учитывать интересы наших избирателей».
Смотрите также:
- «Оппозиции возразить нечего». Каким был 2017 год для курских законодателей →
- Задел на будущее. Спикер облдумы о бюджете и планах на 2017 год →
- Социальные обязательства - в приоритете →