Из офиса – к станку. Как липецкий рынок труда реагирует на санкции?

Елена Кулькова / АиФ

В России начинает расти напряжение на рынке труда – стало сказываться санкционное давление. В июне центры занятости зарегистрировали рост безработицы. Что делать липчанам, которые могут оказаться «за бортом»?

   
   

Кто в топе?

По данным Липецкстата, уровень безработицы в I квартале 2022 года в Липецкой области составил 4,1 процента. Но, по прогнозу Минэкономразвития, к концу года безработица в регионах составит 6,7 процента. Некоторые же эксперты и вовсе считают, что из-за приостановки деятельности западных компаний и общего экономического спада эти цифры могут достигнуть восьми процентов.

Первое, что приходит на ум человеку, оставшемуся без работы, – обратиться на биржу труда. В банке вакансий областного центра занятости – 15 тысяч позиций. Некоторые с весьма привлекательной зарплатой, есть до 115 тысяч рублей, но большинство с зарплатой в 25–30 тысяч. В 70 процентах случаев работодатели ищут неквалифицированную рабочую силу, 24 процента предложений – для специалистов, встречаются и вакансии руководителей – 5,6 процента. По данным на 26 июня, в топе самых востребованных профессий – водитель, менеджер, продавец, повар и бухгалтер. Мотористу бетоносмесительных установок с ходу предлагают 40 тысяч рублей. Такие же деньги обещают формовщику железобетонных изделий и стропальщику. Самые популярные сферы деятельности, где требуются сотрудники, – обрабатывающие производства, соцуслуги, здравоохранение, транспорт, торговля.

А если не хватает знаний и опыта, можно обратиться в службу занятости: там переобучат, повысят квалификацию, подскажут, как выстроить карьеру.

«Наши жители привыкли думать, что центр занятости – это бесперспективно, серьёзные работодатели специалистов через нашу службу искать не будут. Это миф, – доказывает начальник центра занятости региона Мария Маслакова. – Для работодателей сотрудничество с нами – гарантия того, что они найдут проверенного сотрудника, соответствующего критериям и замотивированного на работу. В прошлом году мы смогли трудоустроить около 5000 человек, 500 из них – на руководящие должности».

Будем шить!

А что делать молодым людям, которые только стоят на пороге выбора профессии? В первую очередь поинтересоваться, какие специалисты будут востребованы в ближайшие годы. Чтобы не получилось, как несколько лет назад, когда все выпускники стремились стать юристами, а потом обивали пороги учреждений в поисках работы.

С учётом изменившихся реалий в этом году Минпросвещения утвердило перечень профессий среднего профобразования. В нём 389 специальностей, среди них 12 совсем новых. Это оператор технической поддержки, аппаратчик-оператор производства продукции общепита, технолог продуктов. Есть специальности, связанные с роботизацией пищевой промышленности, организацией воздушных перевозок, обеспечением деятельности службы занятости.    
   

Часто работодатели разбирают молодых специалистов уже на этапе производственной практики.

Ещё недавно профессия швеи была совсем непопулярной. Сегодня же, когда в регионе заработало несколько швейных фабрик, на неё просто вакантный бум – требуется больше 200 швей.

«У нас большие объёмы работы, заключены контракты с крупными компаниями. Мы обеспечиваем продукцией сотни предприятий. Работы много, а людей не хватает», – сетует гендиректор Чаплыгинской швейной фабрики Наталья Подлесных. Средняя зарплата на предприятии – 30 тысяч рублей.

«Более 30 процентов выпускников не могут самостоятельно определиться с профессией, поэтому мы проводим профориентационную работу не только со школьниками, но и студентами, – объяснила Мария Маслакова. – Это анкетирование, экскурсии на предприятия и ярмарки вакансий».

В шести вузах региона работают мобильные центры занятости. Сейчас уровень безработицы молодёжи более чем на треть ниже общего и составляет 0,25 процента. Самые востребованные сферы трудоустройства у молодых: промышленность и строительство – 36,3 процента, сельское хозяйство – 21,1 процента, торговля и общественное питание – 13 процентов.