Кто повезёт? О последствиях запретов для мигрантов в Липецкой области

Власти Липецкой области запретили иностранцам, имеющим патент, работать в такси и логистике. Соответствующий указ подписал губернатор Игорь Артамонов. Чем продиктовано такое решение и какими могут быть его последствия, разбирался «АиФ-Липецк».

   
   

Чем не угодили?

Новости о запретах на работу мигрантов в разных отраслях сегодня не редкость – подобные ограничения ввели сразу в нескольких регионах. Например, в Курской, Тульской и Калужской областях. Перенять опыт соседей решили и липецкие власти.

«Принятые меры направлены на то, чтобы сделать рынок в этих отраслях безопаснее и увеличить количество вакансий для россиян», – прокомментировала пресс-служба правительства региона.

Но так ли уж этот рынок сегодня опасен и действительно ли из-за мигрантов местные остаются без работы? По информации УМВД России по Липецкой области, в первом квартале 2024 г. на территории региона трудились 10 195 иностранных работников (в аналогичном периоде 2023 г. – 7782 человека). Из них 4418 (3185) – по патентам, 297 (134) – по разрешениям на работу. Кроме того, в области работало 5480 (4463) иностранцев, трудо­устройство которых не требует разрешительных документов. В сравнении с 2023 годом общая численность трудовых мигрантов увеличилась на 31%.

В основном на работу к нам едут граждане из Узбекистана, Армении, Таджикистана, Казахстана, Беларуси и Киргизии. Что касается сферы деятельности, то она разноплановая. Как правило, иностранцы работают в строительстве, оптовой и розничной торговле, сельском хозяйстве, а также на обрабатывающих производствах, в гостиницах и ресторанах. То есть такси и логистики даже нет в этом списке. Потому вряд ли можно говорить, что в данном случае иностранцы занимают «чужие» места.

А что с преступностью?

«Отдельной статистики по уровню преступности среди трудовых мигрантов не ведётся, – ответила начальник пресс-службы регионального УМВД Ольга Снежкова. – Однако количество преступлений, совершённых иностранцами на территории Липецкой области за четыре месяца 2024 г., составило 53, а за аналогичный период прошлого года – 123».

   
   

То есть налицо снижение уровня преступности более чем в два раза.

Цены вырастут?

Тем не менее указ подписан и уже вступил в законную силу. О том, как на него отреагировали липчане, можно судить по комментариям в соцсетях. Одни пользователи такое решение поддерживают: «Правильно, ещё и в торговле наведите порядок!» Другие – наоборот: «Чем мигранты не угодили? Порой они ведут себя вежливее коренных жителей. Ездят аккуратно». Третьи сетуют, что цены на такси теперь вырастут.

Основания для опасений, действительно, есть. Стоимость поездки напрямую зависит от количества водителей, которые осуществляют перевозки: чем их меньше, тем дороже. В Липецкой области на одну вакансию водителя приходится около 2,8 резюме, а для здоровой конкуренции их должно быть не менее четырёх на место.

По состоянию на апрель 2024 г., согласно данным сайта stats.hh.ru, количество опубликованных вакансий в сфере «Транспорт, логистика, перевозки» превысило цифру 1100, что на 54% больше по сравнению с апрелем 2023 г. Средняя предлагаемая зарплата также выросла. В апреле она составила 70 297 руб., что так же на 54% выше предлагаемой работодателем заработной платы в апреле 2023 г. (45 587 руб.).

«В последнее время рынки онлайн-торговли и пассажирских перевозок сильно выросли, из-за чего в десятки раз увеличилась потребность в кадрах. По итогам последних двух лет водители вошли в тройку самых востребованных профессий. А с учётом рекорд­но низкой безработицы и, как следствие, дефицита исполнителей во многих отраслях можно ожидать, что доходы представителей этой профессии будут расти и дальше», – говорит директор филиала hh.ru в ЦФО Марина Качанова.

Это хорошая новость, но есть и не очень. С уходом мигрантов из такси и логистики дефицит кадров вряд ли снизится, что в дальнейшем может привести к росту цен. Хотя возможно, компании попытаются сгладить ситуацию, привлекая работников из других регионов.

Справка

По данным Минтранса, в 2023 г. цена одной поездки в такси в Москве и Санкт-Петербурге выросла в среднем на 14–18%, в небольших городах – в среднем на 12%. Средний чек за поездку в такси в столице в 2023 г. составлял 588 руб., а в большинстве регионов – в четыре-шесть раз меньше. С 2021 г. рост средней стоимости услуг такси составил от 23 до 29%.