На пользу людям. Как технологии облегчают доступ к социальным услугам

Екатерина Деревяшкина / АиФ

30 сентября в Липецке при поддержке издания «Аргументы и факты» состоялся круглый стол регионального отделения Фонда социального страхования. В ходе него затронули темы, которые, так или иначе, касаются каждого жителя нашей области.

   
   

Участниками мероприятия стали сотрудники Фонда, представители профильных управления областной администрации, общественных организаций, предприятий и средств массовой информации.

Больничный онлайн

Специалисты Фонда социального страхования рассказали об электронных сервисах, которые в период пандемии помогли им беспрепятственно и качественно организовать работу с населением.

«Никто не думал, что мы столкнемся с такой бедой, но благодаря своевременному внедрению электронных сервисов на территории региона получилось оперативно и эффективно отреагировать на требования времени, - с таких слов начал свою речь управляющий липецким региональным отделением Фонда Сергея Зачиняев. – Мы планомерно вели работу. Начиная с 2016 года, перешли на прямые выплаты социальных пособий, затем внедрили электронный листок нетрудоспособности, начали развивать электронные сервисы, и, как показала практика, это нам очень помогло. Когда случилась пандемия, мы перешли на дистанционный режим работы с населением, тем самым сократив контакты между людьми и, как следствие, снизив риски заражения новой коронавирусной инфекцией».

С 1 июля 2017 года липчане получили возможность оформлять больничные листы в электронном виде. Тогда ещё не все работодатели понимали, для чего это нужно, - новое нередко воспринимают «в штыки». А сегодня в период борьбы с коронавирусом все по-настоящему оценили его преимущества. Когда больничный выдают в электронном виде, не обязательно посещать медицинское учреждение.

«В период пандемии  граждане, находящиеся на изоляции – это жители региона старше 65 лет и вернувшиеся из стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой по коронавирусу, а также совместно проживающие с ними лица, получили возможность оформить больничный дистанционно и тем самым избежать контактов с потенциальными носителями вируса», - отметила главный специалист отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством РО ФСС Александра Лыткина.

Сегодня оформить больничные дистанционно нельзя, так как соответствующее постановление Правительства с 1 июля утратило силу, а гражданам в возрасте 65лет и старше режим самоизоляции не продлили. Но сотрудники ФСС заверили, если ситуация повторится, они готовы работать в прежнем режиме.

   
   

Особое внимание

Фото: АиФ/ Екатерина Деревяшкина

Не оставили без внимания и такую важную тему как обеспечение инвалидов протезами и техническими средствами реабилитации.

«Мы понимали, что в эти непростые времена наши забота и внимание для них особенно важны. Не все имели возможность выйти из дома и заказать себе необходимые протезы, технические средства реабилитации, поэтому мы постарались  организовать работу так, чтобы люди не почувствовали неудобства и свою незащищённость, - сказала заместитель управляющего РО ФСС Ирина Бербенцева. - Во-первых, мы информировали наших льготников о возможности и преимуществах подачи заявления в электронном виде через портал Госуслуг. Но, учитывая возраст и категорию людей, мы понимали, что, наверное, не все воспользуются ею в полной мере, поэтому мы организовали для них приём заявлений на дому с соблюдением всех мер безопасности. В этой работе нам очень помогли волонтёры Общероссийского народного фронта. Они сами выезжали к льготникам, брали у них заявления, необходимые документы и привозили нам. Хотели бы выразить им большую благодарность за неравнодушие к людям старшего поколения и готовность помочь».

Самым активным волонтёрам вручили благодарственные письма. 

Фонд в первую очередь является финансовым учреждением, направляющим деньги на закупку тех средств реабилитации, которые рекомендуют врачи и эксперты МСЭ.

«Пандемия внесла корректировки и в нашу работу, - отметил участвующий в заседании круглого стола руководитель-главный эксперт ФКУ «Главное бюро МСЭ по Липецкой области» Эдуард Шурупов. – Были приняты очень важные постановления Правительства, которые позволили заочно продлить гражданам ранее установленные группы  инвалидности на шесть месяцев и также на шесть месяцев продлить степень утраты трудоспособности после несчастных случаев и разработку программы реабилитации.

Таким образом, жителей региона временно освободили от необходимости посещать бюро медико-социальной экспертизы и подвергать себя дополнительному риску.

Деньги на COVID-19

Фото: АиФ/ Екатерина Деревяшкина

Затронули и актуальную тему финансирования предупредительных мер по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Суть программы заключается в том, что работодатель, исправно плативший взносы и не имеющий задолженности весь предыдущий год, имеет право направить 20% (а в случае если речь идёт о санаторном лечении лиц предпенсионного возраста, то и все 30%) от сумм страховых взносов на предупредительные мероприятия.

«Перечень финансируемых за счет Фонда мероприятий очень широк, но, как показала практика, чаще всего страхователи нашего региона направляют средства на проведение обязательных медицинских осмотров, специальную оценку условий труда,  обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, санаторно-курортными путёвками», - сказала начальник отдела страхования профессиональных рисков РО ФСС Татьяна Коровина.

Есть ли эффект от этих мероприятий? Цифры говорят сами за себя. По итогам 2019 года на 14% произошло снижение травматизма, при этом удельный вес тяжелых и смертельных несчастных случаев снизился на 1% к уровню 2018 года. Не стоит забывать и о профессиональных заболеваниях, которые, к сожалению, случаются у нас на предприятиях с вредными и опасными условиями труда. Уровень профессиональной заболеваемости за 2019 год по отношению к 2018 также снизился на 24% .

За последние пять лет расходы фонда на эти цели выросли почти в два раза.

Но коронавирус и здесь внёс свои коррективы. В этом году работодатели вынуждены были закупать маски, респираторы, перчатки, а также антисептики, термометры и многое другое, чтобы обезопасить своих работников. В условиях пошатнувшейся экономики найти на это деньги было непросто.

«Теперь работодатели могут покрыть часть свои расходов на мероприятия по обеспечению безопасности работников в условиях COVID-19 за счёт средств ФСС, - сообщила Татьяна Николаевна. – Многие уже воспользовались такой возможностью. К нам обратились 104 страхователя за выделением средств на сумму более 6 млн руб.».

Помощник из смартфона

Также специалисты Фонда рассказали о новых электронных сервисах, которые помогают максимально качественно организовать работу с населением. Например, «Социальный навигатор» – удобное в использовании мобильное приложение.

«С его помощью можно в простом и доступном виде получить информацию о различных социальных услугах, например, как оформить электронный больничный, какие выплаты положены будущим мамам и семьям с детьми, - рассказал начальник отдела информатизации РО ФСС Руслан Федоренко. – На интерактивной карте приложения уже сегодня можно найти не только ближайшее отделение Фонда, узнать режим его работы, но и другие социально значимые объекты – аптеки, медицинские организации, МФЦ, отделения социальной защиты (в информационную систему внесены сведения о более чем 200 объектах, расположенных на территории области), где бы вы не находились, а в перспективе – построить до каждого из них оптимальный маршрут».

Функционал приложения постоянно расширяется, и скоро липчанам будут доступны новые услуги, например, можно будет узнать о статусе пособия по нетрудоспособности или отследить очередь на получение санитарно-курортного лечения.

«Приложение хорошее, но как им смогут воспользоваться маломобильные граждане? – поинтересовался председатель Ассоциации общественных организаций Липецкой области Николай Сарычев. – Ещё хотелось бы, чтобы на этой карте появились региональные организации, которые работают с инвалидами».

Руслан Федоренко ответил, что специалисты Фонда как раз адаптируют приложение для людей с ограниченными возможностями. Планируют запустить голосовой помощник так как современные технологии это позволяют.

«Сейчас приложение проходит активное тестирование, к которому привлекаются не только сотрудники Фонда, но и представители общественных организаций – их замечания и предложения будут обязательно учтены», - сказал Руслан Федоренко.

Ещё один мобильный сервис - Telegram-канал «ФСС_info». Это информационный канал, в котором публикуются самые свежие новости социального страхования, ответы на частые вопросы и просто полезная информация в яркой мультимедийной форме.