Неприступная среда. Почему в Липецке инвалиды не чувствуют равноправия?

Нечищеный снег и гололёд. Отсутствие освещения над тротуарами. Неудобный пешеходный переход, на котором только в 2023 году трижды сбивали людей.

   
   

Это только некоторые из проблем, которые мешают жить липецким инвалидам по зрению. Они обращались в мэрию, в ГАИ, в областное управление соцполитики – безрезультатно.

Плитка-ориентир

Улица Елецкая, дом 71. Общежитие инвалидов по зрению. Рядом находится и предприятие «Электроаппарат», где работают многие из них, и библиотека для слепых, и офис организации ВОС. По требованиям «Доступной среды» пешеходные дорожки тут должны быть оборудованы особой тактильной плиткой – её бороздки помогают незрячим ориентироваться на местности. Может быть, плитка тут и есть, но под толстым слоем снега и наледи её не видно. А вот на дорожке, которую инвалиды в шутку называют «дорогой жизни» (это спуск от проходной «Электроаппарата» к улице Студёновской, к магазинам и автобусным остановкам), её отродясь не было. Вдоль дорожки протянута металлическая труба – этакий импровизированный поручень. Люди передвигаются вверх и вниз, не отрывая от него рук – попробуй иначе, если ты ничего не видишь, а под ногами нет даже намёка на песок, сплошной лёд!

«Незрячий человек беспомощен, – объясняет инвалид по зрению, руководитель НКО «Братство равных», помощник депутата облсовета Юрий Топтов. – Такого спуска в принципе не должно быть. Плитку человек ощупывает тростью и понимает, где идти, где остановиться. А тут не до плитки, хоть бы песком посыпали, лёд сплошной».

«По всему городу нет ориентиров для слабовидящих, – добавляет липчанка Елена Комаревцева. Она зрячая, но инвалид 1-й группы по зрению её муж, так что о проблемах слепых она знает не понаслышке. – На Соколе недавно провели благоустройство. И убрали с тротуаров тактильные полоски. Но плавные переходы, которые сделали для колясочников в рамках программы «Доступная среда», для незрячих создают колоссальные риски. Они не видят, что тротуар закончился, шагают вперёд… и оказываются на проезжей части».

В кромешной тьме

Оказалось, у незрячих много и других проблем. Часто вещи, на которые мы просто не обращаем внимания, для них оказываются непреодолимым препятствием. Например, в незнакомом магазине без посторонней помощи они не смогут ничего купить, им нужна кнопка вызова дежурного. Если в автобусе не объявляют остановки, они запросто могут уехать на другой конец города. Для тех, у кого зрение потеряно не полностью, очень важно яркое освещение – без него они становятся тотально незрячими. Но скоро уже два месяца, как погасли фонари над той самой «дорогой жизни»: участок, на котором они стояли, огородили забором под стройку, и застройщик просто перенёс столбы на другую сторону дорожки, – а лампы не подключил. По дорожке каждый день на автобусную остановку ходят сотни людей, лишённых зрения, – от детсадовцев до пенсионеров.

«Включите свет, – говорит инвалид Вадим Морозов, – это не просто острая, а острейшая проблема! Чего мы ждём? Какой-нибудь трагедии?»

   
   

А когда люди наконец оказываются на Студёновской, для них начинается новая череда испытаний. О том, что подходит автобус, они догадываются по звуку. Номер спрашивают у прохожих. Потом нужно на ощупь найти двери и взобраться по ступенькам. Часто бывает: водитель захлопывает двери прямо перед их носом и уезжает. А те, кому нужно перебраться на противоположную сторону Студёновской, преодолевают полосу препятствий. Знак «Слепые пешеходы» установлен за знаком «Стоп», водители часто его просто не замечают.

Звуковой сигнал светофора негромкий, за шумом машин его почти не слышно. А зелёный свет для пешеходов горит всего 25 секунд. Перейти шесть полос движения за это время незрячий человек не может. Он хочет дождаться следующего зелёного посередине дороги, на островке безопасности. Но островок не найти: он не обозначен ни бордюром, ни плиткой.

«Только в этом году тут, на переходе, сбили трёх инвалидов, – рассказывает Вадим Морозов. – Последнего в конце ноября увезли на скорой, но он скончался в больнице».

Официально

С просьбами помочь решить их проблемы инвалиды обратились в городской и областной Советы депутатов, в УГИБДД, в администрацию Липецка и в областное управление соцполитики.

«Проблемы на самом деле острые, – прокомментировал депутат горсовета по округу № 3 Олег Косолапов. – Берём их в работу».