То лютый мороз, то мокрый снег с пронзительным ветром – такие капризы природы многих не пугают: выходя на улицу, можно одеться потеплее, а дома включить обогреватель. Но как быть тем, у кого нет дома?
Не по своей вине
За неполный месяц 2016 года в Липецкой области от переохлаждения умерли 11 человек. Все они замёрзли на улице. Конечно, нельзя исключать факт, что некоторые злоупотребили спиртным и просто, не дойдя до дома, заснули на морозе. Но у большинства не было шанса выжить – им негде было согреться, у них не было дома.
11 человек, для нашей небольшой области… А зима ещё длинная, и никто не знает, какие морозы нам принесёт февраль. Но даже если сильных холодов не будет, известно, что смертельное переохлаждение можно получить и при плюсовой температуре. Особую опасность представляет воздействие влажного воздуха при сильном ветре.
– В группе риска более 500 липчан – именно такое количество бомжей в городе. И это, – говорит Сергей Назаров, липецкий общественник, помогающий решать проблемы бездомных, – по самым скромным подсчётам. Сколько же их всего – вряд ли можно узнать.
Как эти люди оказались на улице? Кто–то, освободившись из мест лишения свободы, узнал, что его квартира продана, кто–то стал жертвой чёрных риелторов, а кто–то приехал в область по приглашению, но оказался никому не нужным.
– Не бывает одинаковых историй, – продолжает Сергей Владимирович. – И утверждать, что все бомжи – асоциальные личности, нельзя. Многие – оказались в такой ситуации не по своей вине.
Выживать этим людям помогают только собственные силы. От холодов они спасаются на дачах, в заброшенных летних лагерях, редко – в подвалах домов, сегодня они почти везде закрыты.
Нет бумажки – нет помощи
В Липецке есть дом ночного пребывания, где можно поесть и переночевать.
– Он рассчитан на ежедневное размещение 33 человек, – рассказывает Татьяна Старокожева, руководитель липецкого дома ночного пребывания. – Но в среднем к нам ежедневно обращаются 18–20 бездомных. Конечно, у нас принято только предоставлять приют в ночное время. Но когда на улице холодно, мы никого не оставляем за дверями.
Днём в ночлежке бомжи могут посидеть в холле, выпить горячего чая и съесть бутерброд с вареньем – такие гостинцы своим подопечным приносят работники «дома».
И всё бы неплохо. Только чтобы попасть в ночлежку, приходящим необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность, справку о погашении судимости, если она имеется, и справку о прохождении флюорографии. Такой набор есть не у всех.
К слову, бюрократические сложности возникают у бездомных и при получении другого вида поддержки – единоразовой выплаты в размере 5 тысяч рублей.
– Даже такую копеечную помощь получить непросто – нужно предоставить немало документов, которых у этой категории людей просто нет, –
подтверждает Назаров. – Конечно, в области есть направление, помогающее бездом–ным получить паспорта. Но только по паспорту выплату не дадут.
Без документов можно рассчитывать только на еду и тёплую одежду. Так помогают бездомным неравнодушные липчане, некоторые политические партии и религиозные организации. Но их акции не системны, проходят от случая к случаю. В результате, большинство лишаются такой помощи: одни не знают об акциях, другие не могут добраться до точки с другого конца города.
Шанс на жизнь
Несколько лет назад Назаров пытался создать в городе «народный дом взаимопомощи», о чём «АиФ–Липецк» писал в № 22 за 2014 г., но бывший градоначальник росчерком пера похоронил идею, хотя изначально вроде бы обещал оказать содействие.
– Мы хотели поступить по примеру Воронежа, там подобная организация ежегодно помогает тысячам людей. Причём мы хотим, чтобы временный приют, еду, социальную и медицинскую поддержку у нас получали не только граждане без определённого места жительства, но и все, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, – рассказывает общественник.
Активный липчанин от идеи не отказался, он надеется, что новый мэр пойдёт навстречу, и у дома взаимопомощи наконец–то появится шанс на жизнь. Однако это будет только первый шаг. Второй, считает Назаров, должно сделать само общество.
– Пора понять: бездомные – это наша общая проблема. И чтобы решить её, усилий лишь чиновников недостаточно. К тому же многие бомжи не доверяют им, видят в них корень своих бед, – рассуждает Сергей Владимирович. – А когда на помощь приходит общество, какая–то организация, эти люди видят – они не брошены, они нужны, и считают, справиться со сложностями им будет гораздо проще.
Будьте добрее друг к другу
Наталья Жужлова, координатор комиссии по социальному служению и благотворительности липецкой епархии:
– Бездомным важно помогать, потому что никто не знает, что с нами будет завтра. Ведь не все, кто оказывается на улице – асоциальные личности. Кроме того, помощь – это проявление наших добрых чувств. Неслучайно в древние времена христиан отличали по любви друг к другу. Конечно, древние черты стираются, но людей с добрым сердцем много. При храме Всех Святых есть склад гуманитарной помощи, куда неравнодушные приносят вещи, продукты, бытовую химию, даже какую–то технику. Благодаря этим людям мы помогаем беженцам, кризисным семьям, бродягам. Конечно, мы не можем взять кого–то и содержать, но облегчить жизнь в сложный период – наша основная задача и присоединиться к нам может каждый. Если вы хотите помочь продуктами или одеждой – приносите на территорию храма. Кстати, сегодня основная проблема – мужская одежда и обувь. Многие приходят, просят, а нам нечем им помочь.
Эти люди не брошены
Сергей Кораблин, первый заместитель начальника управления социальной защиты населения Липецкой области:
– Работа по профилактике бродяжничества и соцреабилитации лиц без определённого места жительства ведётся активно. У нас функционирует Липецкий дом ночного пребывания. Основные направления его деятельности – предоставление временного приюта и содействие в социальной адаптации. Помимо койко–места, постельных принадлежностей, горячего питания, клиентам предоставляются услуги по санитарной обработке, направлению нуждающихся в медучреждения, оказывается содействие в обеспечении протезно–ортопедическими изделиями. В целях социальной адаптации гражданам без определённого места жительства помогают получать необходимые документы, помогают в трудоустройстве, перерасчёте и оформлении пенсии. Территориальные центры соцзащиты обеспечивают их продуктами, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействуют в получении временного жилья, юридической помощи, восстановлении документов, а также в оформлении в стационарные организации социального обслуживания. Перспективным направлением для совершенствования предоставления соцуслуг таким лицам является привлечение к работе некоммерческих организаций, благотворителей и волонтёров.
Виновато государство
Александр Григорьев, липецкий общественник:
– Я долгое время жил за границей и на собственной, так сказать, шкуре испытал, что значит быть бездомным. Так вот, могу сказать: по сравнению с тем, что у нас – огромная разница. Там налажена работа организаций, предоставляющих бесплатное питание, проживание и т. д. Взять, например, Бельгию. Я звоню по бесплатному номеру, говорю, где нахожусь. За мной приезжают, привозят в приют, кормят, моют, переодевают, укладывают спать. И для этого не нужны никакие документы. У нас же постоянно нужно отчитаться, кто ты такой. Например, чтобы попасть в нашу ночлежку, необходима кипа документов, которая у обычного человека есть не всегда, что говорить про бездомных. Да и вообще у нас к бездомным относятся как к людям пятого сорта. Хотя зачастую они попадают на улицу не из–за своей жизни, а из–за безразличия государства.
Смотрите также:
- Лекарство от эгоизма. Волонтер о том, зачем заниматься гуманитарной помощью →
- Выход есть. Кто помогает бездомным найти кров, одежду и пропитание →
- Осторожно, секты! Кто наживается на нашем отчаянии? →