Жить с плесенью. Коттеджный посёлок в Липецке страдает от подтопления

Со стороны картинка идиллическая, но эти дома подтапливает вода. © / Снежана Вишневская / АиФ

В Липецке в коттеджном посёлке на Опытной станции хорошие дома, ухоженные палисадники, аккуратные дорожки. Летом на части улиц положили новенький асфальт, поставили фонари – картинка идиллическая. Но все эти дома плавают в воде.

   
   

Подвалы заполнены, по фундаментам ползут трещины, в домах сырость. Люди бьют во все колокола, но решать проблему никто не хочет.

Водный баланс

Участки под строительство тут выдавали больше 30 лет назад. Обещали подключение к централизованной канализации. А потом про неё как-то забыли. Теперь у каждого дома – выгребная яма. И если раньше ассенизаторов вызывали раз в несколько месяцев, то теперь яма заполняется за неделю, причём даже если в доме никто не живёт.

«У нас в подвале стоял газовый котёл, – рассказывает житель улицы Ясной Михаил. – В начале 2000-х вода стала подниматься. Поначалу мы её всё время откачивали, потом поняли, что это бесполезно. Котёл поставили наверх, а в подвал засыпали четыре 40-тонных машины песка».

На первый взгляд, странно, как могут быть полными воды подвалы в посёлке, который расположен на возвышенности: с одной стороны здесь овраги, с другой – Привокзальные пруды. Но специалистам ответ известен.

«Основные причины подтопления – наличие водоупорного слоя в виде тяжёлых суглинков и глин, – сообщили в ТЦ «Липецкгеомониторинг». – Нарушение водного баланса при застройке и хозяйственном освоении приводит к дополнительному питанию подземных вод и повышению их уровня».

А жители знают и другие причины, по которым растёт уровень грунтовых вод. Берег пруда активно застраивается, при возведении домов берега трамбуют глиной и мусором, забивая многочисленные родники.

   
   

«Мы обращались и в городской департамент экологии, и в областное управление, всем до лампочки, – возмущается жительница посёлка Ирина. – Разве можно ставить дома буквально на берегу? Ещё лет 15 назад пруд был намного шире, глубже и чище, летом тут купались. А сейчас это вонючая лужа. Вся вода из родников собирается под нашими домами».

Проблем добавили и водопроводчики: по словам очевидцев, сотрудники «Водоканала», прокладывая трубы, не изолировали их соединения. Когда пустили воду, то там, то сям начали бить фонтаны. Вода под землёй сочится до сих пор. Питьевая, кубометр которой стоит 33,5 рублей. В 2018 году жители добились, что на отрезках улиц Ясной и Лучистой проложили новые трубы, а старые заглушили. Уровень воды в подвалах резко снизился, но потом снова стал подниматься.

Когда решат проблему?

Решить проблему можно, но необходимы большие затраты. Во-первых, обустроить центральную и ливневую канализации. Во-вторых, проложить новый водопровод. В-третьих, расчистить родники. За всё это жители посёлка и бьются почти 30 лет. Ответами на их обращения заполнено несколько папок: от пяти мэров – Савенкова, Коробейникова, Гулевского, Иванова и Уваркиной, от областного и городского Советов, от прокуроров, начальников управлений.

«Через 15 лет окажется, что из-за отсутствия централизованной канализации в частном секторе мы засорим наш водоносный горизонт так, что оставим детям воду, которую нельзя пить!» – доказывал ещё осенью первый вице-спикер горсовета Борис Понаморёв.

Жители посёлка записали видеообращения в Следственный комитет России и в администрацию президента. В результате прокуратура подала иск к департаменту градостроительства и архитектуры Липецка с требованием построить в посёлке ливневую, дренажную и хозбытовую канализации.

«Спасибо прокуратуре, но на эти мероприятия потребуется три года: год на суды и два – на реализацию в случае вынесения положительного решения, – говорит жительница улицы Лучистой Юлия Сучалкина. – За три года наши дома просто рухнут. Жить в домах, где сырость и чёрная плесень, невыносимо!»

Мэрия пообещала проложить на некоторых улицах хотя бы ливнево-дренажную канализацию. Но 23 апреля на портале госзакупок разместили заявку на выполнение инженерно-геодезических изысканий только по ливневой канализации. А в департаменте на поселковых активистов смотрят как на врагов народа.

«Нежелание предоставить нам дорожную карту строительства говорит только об одном: департамент, которому поручено вести процесс, не заинтересован в результате, – говорит Юлия Сучалкина. – Ливневая канализация не решит наших проблем».