Эволюция по-липецки. В регионе запустили завод электромобилей Evolute

Открытие первого в России завода по выпуску электромобилей EVOLUTE прошло в торжественной обстановке. © / Правительство Липецкой области

Свершилось. Первый в России завод по выпуску электромобилей – «Моторинвест» в Краснинском районе – начал серийный выпуск авто. До конца 2022 года тут произведут 2 тысячи машин. Завод станет одним из крупнейших работодателей региона. Рабочие места получат 2000 человек. В год будут выпускать более 100 тысяч машин.

   
   

Первая ласточка в 150 лошадей

Первая модель, которая сошла с конвейера, – седан Evolute I-Pro. Бесшумный и экологичный электрокар оснащён тяговой батареей ёмкостью 53 киловатта, 150-сильным электродвигателем и крутящим моментом 260 Нм. Запас хода до очередной зарядки – 420 км.

Завод «Моторинвест» – это подстанция на 20 мегаватт и три цеха общей площадью 68 000 кв. м. Уже в следующем году запустят производство полного цикла со сваркой, покраской и сборкой электрокаров. Пока же работает только цех крупноузловой сборки: электромобили доукомплектовывают передней и задней силовыми установками, бампером, аккумуляторной батареей, подвеской, зарядным устройством. Тут уже трудятся 150 человек. Каждые восемь минут с конвейера сходит новая машина.

«Работа очень нравится, – рассказал мастер-механик Анатолий Калужкин. – Я устанавливаю АБС, тормозные шланги, шаровые опоры, и машина идёт дальше по конвейеру. Интересно».

Наперекор санкциям

Специальный инвестконтракт на реализацию данного проекта подписали ровно полгода назад. Вложения составили 13 млрд рублей. Проект важен как для страны – это первый в России завод по производству «автомобилей будущего», так и для области – новые рабочие места, солидные налоговые отчисления.

«Очень приятно, что Минпромторг доверил Липецкой области реализацию такого дела, – сказал на открытии губернатор Игорь Артамонов. – Завод открывается в непростой период. Но его масштабы говорят о том, что на фоне санкций и некоторых трудностей развитие экономики, а вместе с тем и импортозамещение идут уверенными темпами. Задача на будущее – локализация производства. В регионе есть предприятие, способное наладить выпуск аккумуляторов. Будем работать в этом направлении».

По словам управляющего партнёра ООО «Моторинвест» Андрея Резникова, первые электромобили появились 140 лет назад. Развитию экологичного транспорта помешало то, что без подзарядки у этих авто был слишком маленький пробег. Современные технологии позволили создать автомобиль, отвечающий всем требованиям.

   
   

Липецкая область также вошла в пилотный проект по созданию зарядной инфраструктуры для электротранспорта. В 2023 году предусмотрено софинансирование затрат на создание быстрых зарядных станций до 60%. Они смогут зарядить аккумулятор электромобиля в среднем за 20 минут.

«В следующем году у нас будет создано дополнительно порядка тысячи электростанций», – подчеркнул замминистра экономического развития Максим Колесников.

Красивый, удобный, доступный

По расчётам специалистов, электрокары будут пользоваться спросом как у корпоративных клиентов, так и у рядовых потребителей. Тем более что приобрести их автолюбители смогут с солидной скидкой. Только субсидия на приобретение электромобиля составит 925 000 рублей.

На «Моторинвесте» рассчитывают достичь полной локализации производства через 11–12 лет. Фото: пресс-служба администрации Липецкой области

«В действующих мерах поддержки по автокредитованию предусмотрена дополнительная скидка в 20 процентов, для электромобилей же будет скидка до 35 процентов, что говорит о приоритете в электродвижении, – объяснил на открытии заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов. – Есть уверенность, что этот проект станет значимым звеном промышленной кооперации для Липецкой области, важным элементом нашей технологической независимости и развития необходимых компетенций в передовых отраслях».

«После ухода ряда иностранных производителей российский автопром проходит фактически «полную перезагрузку», – оценил событие заместитель председателя правительства, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. – Перед нами стоит задача вернуть на рынок разнообразие моделей и комплектаций и расширить ассортимент автомобилей, доступных нашим гражданам с господдержкой. Сегодня сделан ещё один шаг в этом направлении: к программе Минпромторга по льготному автокредитованию присоединяются автомобили Evolute, на которые (как в дальнейшем и на другие электромобили, произведённые в России) будет действовать повышенная скидка».

Развитие по восходящей

В переводе с итальянского Evolute – «развитие». Если копнуть поглубже и добраться до латыни, значение этого слова – постоянно натянутая и всё развёртывающаяся линия. В названии первого российского электромобиля заключён глубокий смысл. Хочется надеяться: новое производство станет символом прорывного развития области и всей России.

«Это высокотехнологичное производство, которое хочется расширять, – подчеркнул Игорь Артамонов. – Чтобы за одним заводом шли заводы комплектующих, мы хотим идти по этому пути».

По данным пресс-службы Минпромторга, официальные дилеры начнут приём заказов на электромобиль Evolute уже в октябре этого года. По сообщению «Коммерсантъ», летом ООО «Моторинвест» раскрыло список городов, в которых могут открыться дилерские центры по продаже электрокаров. В их числе – Воронеж и Липецк. До конца 2022-го в линейке моделей появятся ещё кроссовер I-Joy и минивен I-Van. Их тоже представили на открытии завода. В следующем году наладят выпуск кросс-купе I-Jet. А в будущем завод расширит свою линейку до пяти моделей.

На «Моторинвесте» рассчитывают достичь полной локализации производства через 11–12 лет. В планах также выпуск гибридного автомобиля, который сможет проезжать без подзарядки до 1100 километров.