Фурам на смех. Почему липецкие дороги разрушаются после ремонта?

Общественники бьют тревогу: региональные и муниципальные дороги разрушаются большегрузами. И вроде бы всем понятно: зерно и сахарную свёклу с полей возить нужно. Но как быть с миллионами, которые при этом закатываются, а вернее, раскатываются по асфальту?

   
   

Просто раздавили

«Я часто езжу в Лебедянь и Лев-Толстой. В некоторых местах дорогу «Липецк – Данков» недавно отремонтировали, ехать там одно удовольствие. Но на тех участках, что остались нетронутыми, колея такая, что мама не горюй, – говорит водитель Владимир Рыжков. — У меня 40 лет стажа, но весь в напряжении: как бы не вылететь с трассы. Если дорога сырая или, не дай Бог, заморозки, аварии не миновать».

Председатель Липецкой областной общественной палаты Ирина Бурмыкина поделилась личными впечатлениями.

«Мы совсем недавно ездили в Елец. Было видно, что дорогу, по которой ехали, отремонтировали год-два назад. Но на ней уже появилась колея, кое-где ямы и много заплаток», – сказала она.

Причина быстрого разрушения дорог – интенсивное движение грузовиков, особенно с перевесом. «Эти фуры хуже танков», – справедливо замечают местные жители.

«Нам написала женщина из Задонского района. Там, где она живёт, была замечательная дорога регионального значения. На полях по обе стороны от неё раньше сеяли рапс, гречку и зерновые, а в этом году посадили свёклу. И дорога исчезла. Машины её просто раздавили», — рассказала начальник отдела по работе с муниципальными образованиями областного управления дорог и транспорта Елена Коршок.

Эти тревожные сообщения обсудили в Общественной палате региона. На заседании комиссии по вопросам экологии, развития городской среды, ЖКХ, сельских территорий и АПК говорили о состоянии областных дорог и вообще о развитии дорожной инфраструктуры на селе.

   
   

По 100 км каждый год

В последнее время с финансированием дорожных работ дела идут неплохо. По словам начальника отдела реализации госпрограмм и национальных проектов регионального управления дорог и транспорта Юрия Мочалина, в 2022 году на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание муниципальной сети дорог выделили 3,7 миллиарда рублей.

«Всего в области таких дорог 10 652 километров, — объяснил чиновник. – Ожидаем, что к концу этого года на эти деньги построят и реконструируют 25,2 километра дорог, а 200 километров — капитально отремонтируют».

«Более 70 процентов выделенных средств уже освоено, — добавила Елена Коршок. — На одни объекты уже есть акты сдачи, другие в стадии приёмки».

75 процентов сельских дорог имеют твёрдое покрытие, нормативам полностью соответствуют 69 процентам. Каждый год в районах прибавляют примерно по 100 кмлометров, отвечающих нормативным требованиям. С региональными трассами дела хуже. По словам Юрия Мочалина, в области сейчас «в нормативе только 40,2 процента региональных дорог». Но в управлении дорог и транспорта разработан пятилетний план — с конкретными участками и сроками их капитального ремонта. В нём 120 позиций. Если ситуация с финансированием не изменится, к 1 января 2028 года в Липецкой области нормативам будут отвечать 56 процентов региональных и 85 процентов муниципальных дорог.

Уберите монстров!

Правда, есть оговорка. Эти проценты могут быть достигнуты, если дороги останутся в том же состоянии, в котором находятся сейчас. Но их разбивают постоянно, взять хотя бы большегрузы Scania, которыми перевозят продукцию сельхозпредприятия региона.

«По грузоподъёмности это 60-тонный железнодорожный вагон, а если автопоезд, то все 150 тонн, — заметил член областной общественной палаты Пётр Яицкий. — Дороги от таких монстров особенно сильно страдают сегодня, когда сельскохозяйственные компании отвозят сахарную свёклу на заводы».

«Эта проблема — стратегическая, и не только Липецкой области, но и всех регионов России. Бороться с тем, что машины идут с перевесом по тоннажу, мы не в состоянии. Весогабаритный контроль не работает, потому что полномочия распределены между несколькими ведомствами. Так, штрафы за перегруз могут выписывать сотрудники управления государственного автодорожного контроля. Но они не имеют права останавливать водителей, это могут делать только сотрудники ГИБДД, — сказал начальник отдела дорожной и контрольно-надзорной деятельности областного управления дорог и транспорта Антон Колганов. —Мы сейчас планируем установить пять автоматических пунктов весогабаритного контроля: два в 2024-м и три в 2025-м. Но, во-первых, как показывает опыт других областей, водители просто объезжают их по просёлочным дорогам. Во-вторых, сейчас действует распоряжение правительства об отмене ограничения на весогабарит. Я пока не вижу выхода из сложившейся ситуации».

По мнению Ирины Бурмыкиной, тут нужны системные меры.

«Да, правительство решило отменить ограничение, запретив «кошмарить бизнес». Но мы вкладываем миллиарды в капремонт дорог и видим, как их тут же начинают разрушать», – резюмировала она.

Общественники рекомендовали обратить внимание на проблему разрушения дорог машинами с перевесом по тоннажу на федеральном уровне. Документы они направили в Минтранс и правительство.