Искусство «из-под полы». Как создавался и кто убил липецкий музей авангарда

С экскурсантов Христенко денег никогда не брал, был уверен: музей – это народное достояние. © / АиФ

Иван Христенко в одиночку создал музей русского и советского авангарда, аналога которому, пожалуй, не отыскать ни в одной стране мира. Экспонаты выполнены из того, что было под рукой: бумаги, картона, бутылок, металлолома, глины, обоев, фольги, канцелярского клея. Экскурсии исключительно бесплатные. В 2012-м «отец» музея умер, чиновникам экспозиция оказалась не нужна.

   
   

Есть ли шанс на возрождение музея, выяснял «АиФ-Черноземье».

«И устрица имеет врагов»

По Сети блуждает запись экскурсии, которую ведёт живой ещё Иван Александрович. Впрочем, «ведёт» — неправильное слово. Уместнее будет сказать — дышит экскурсией. Его герои — выдуманные или реальные исторические персонажи  — предстают перед зрителями в виде причудливых инсталляций, скульптур, барельефов. Князь Долгорукий, философ Спиноза, Мастер и Маргарита, коммунист Зюганов, поэты Жемчужниковы — каждому из них Христенко давал слово.

«Иван Александрович мыслил фигурами, — рассказывает краевед Александр Клоков. — Я к нему возил экскурсантов автобусами. Равнодушных к его музею не встречал. Его образ был неповторим. Малахай, кивер, резиновые сапоги — это нечто!»

В фондах музея «Край Долгоруковский» было около шести тысяч экспонатов. Центральная фигура — Козьма Петрович Прутков. Сатирический образ, придуманный в 1950—1960-е годы XIX века поэтом Алексеем Толстым и братьями Жемчужниковыми,  органично вписался благодаря Ивану Христенко. Правду-матку он резал чиновникам и в эпоху развитого социализма, и в перестройку, и в наше время.

«Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти», — цитировал Христенко недвусмысленное изречение Козьмы Пруткова очередному проверяющему «сверху».

   
   

Ну, а тот, в свою очередь, лишал политически неблагона­дёжного музейщика финансирования. Директор не унывал. Утешал домочадцев фразой: «И устрица имеет врагов». И продолжал заполнять залы инсталляциями, мастеря их собственными руками. С экскурсантов Христенко денег никогда не брал, был уверен: музей — это народное достояние.

Надежда есть?

Иван Александрович перестал возглавлять музей восемь лет назад. Замок на музее появился в феврале 2019 года. А теперь он вообще остался без финансирования и постепенно разрушается. Эту информацию сообщили местные зрители корреспонденту «АиФ-Липецк», отправившемуся в Долгоруково. Мол, музей жив, можно полюбоваться «из-под полы».

Вот одна из последних записей, вселившая надежду: «Среди одноэтажек, в двух шагах от центральной площади, за желтеющими каштанами, выглядывал пряничный домик. Аккуратный, весь как будто в кружевах. Это и есть музей-усадьба. Мы приехали в музей специально, так как знали о его неординарности. С первого взгляда заинтересовались не­обычным фасадом: разглядывали барельефы, читали надписи».

Нет, друзья, «зрим в корень», уже ничего на фасаде здания не почитаешь. Все скульптуры и инсталляции, находившиеся во дворе, настолько разрушены, что рука не поднялась для фотографирования их былого величия. 

Дочь Ивана Христенко Надежда Крюкова, являющаяся директором учреждения, от комментариев наотрез отказалась, ссылаясь на непредсказуемые для неё последствия.

Куда более словоохотливым оказался глава администрации Долгоруковского района Константин Моргачев.

«Учреждение находится в структуре областного управления культуры и искусства, — заявил он. — 10 сентября представители ведомства приезжали в райцентр. Изучали техническое состояние здания. Имеется проект, заложена смета на реконструкцию. Цифры не назову, бюджет ещё не согласован. Но я уверен, что в музей вдохнут новую жизнь. Району детище Ивана Александровича Христенко необходимо!»

Надеемся, что слова главы администрации будут подтверждены делом.

Справка

Педагог и краевед Иван Христенко родился 14 сентября 1930 года в селе Прихидьки Полтавской области. Школу окончил на Дальнем Востоке, педагогическое училище — в Татарстане, высшее образование получал в столице, на юридическом факультете МГУ. С 1958 года работал в Липецкой областной, член коллегии адвокатов. В 1967–2000 годах — директор историко-краеведческого музея «Край Долгоруковский» в селе Долгоруково. Автор пьес, статей, новаторских экспозиций. Заслуженный работник культуры РФ (1994). Награждён медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда».