Из всех регионов России Липецкая область, пожалуй, – самая молодая. Она образована лишь в 1954 году из смежных районов Рязанской, Воронежской, Курской и Орловской областей. Но, несмотря на свою молодость, она по-своему уникальна. Сегодня все самое уникальное на букву А.
Авиашкола
В середине 1920-х годов правительство СССР решило создать военную авиашколу для немцев на северо-западной окраине Липецка. Здесь возвели склады, ангары, здания для обслуживающего персонала и телефонная станция. Этими работами занималась строительная фирма под руководством летчика-аса Эрнста Бормана. По тем временам стройка обошлась советскому государству в два миллиона золотых рублей.
Существование авиашколы было нелегальным. По условиям Версальского мирного договора Германии запрещалось иметь военную авиацию. Но большевики пошли им на встречу, так как немецкие лётчики планировали проводить испытания новых типов боевых самолётов, пообещав поделиться всеми разработками с Советским Союзом.
Немцы жили в специально построенных для них казармах. Каждый имел свою отдельную комнату. Семейные офицеры снимали квартиры в городе. Позднее для них возвели трехэтажный жилой дом с коммунальными квартирами недалеко от аэродрома. А после, чтобы скрасить часы досуга, построили казино – уютный деревянный домик с садом.
Есть легенда, что немецкую авиашколу частенько посещал сам Герман Геринг. Якобы у будущего рейхсмаршала в одноэтажном домике по улице Липовской жила его гражданская жена с детьми. Кстати, эти слухи вполне могут соответствовать действительности. Именно Геринг в годы войны отдал приказ, чтобы ни одна немецкая бомба не упала на Липецк.
Астапово
Станции с таким названием не существует уже много десятилетий (сейчас она носит другое имя – Лев Толстой). Но мы решили оставить за ней её старое название, так как именно оно принесло ей мировую известность.
А всё началось в 1890 году, когда на запад от станции Богоявленск проложили железнодорожную линию. Полустанок в пяти верстах от села Астапово назвали в честь населенного пункта. Спустя восемь лет здесь начала действовать ветка Астапово-Троекурово и станция стала узловой. Астапово стало широко известна всему миру в 1910 году в связи с тем, что в доме начальника станции прошли последние семь дней жизни великого классика Льва Толстого.
13 ноября великий писатель сел в вагон третьего класса поезда №12 на станции Козельск. Поезд следовал до Ростова-на-Дону. В дороге Толстой простудился, у него поднялась высокая температура. После осмотра доктор Маковецкий поставил неутешительный диагноз – воспаление легких. Вечером того же дня писатель на станции Астапово был вынужден сойти с поезда. Его поселили в квартире начальника станции Ивана Озолина.
20 ноября 1910 года Лев Толстой скончался. В комнате, где писатель провел последние дни жизни, было решено сохранить всю обстановку, а часы остановить на 6.05. В это время перестало биться его сердце. В день кончины на фасаде станции появилась белая мраморная доска с золотой надписью «Здесь скончался Лев Николаевич Толстой 7 ноября 1910 года». Дата указана по старому стилю.
Автобус
Первые автобусы в Липецке появились в 1933 году. Поначалу их было всего три. Шестнадцатиместные ГАЗы курсировали по единственному маршруту «Город - Вокзал». Так продолжалось вплоть до 1954 года. В это время Липецк начал активно застраиваться, и необходимость в общественном транспорте резко возросла. Тогда на улицы вышли три новых маршрута. Их обслуживали автобусы марки ЗИС-155, ПАЗ-651, ГАЗ-03-20. Они курсировали от центра города до Трубного завода, Сокола и Сырского Рудника.
В апреле 1972-го в Липецке появились «Икарусы». Они представляли собой два больших салона соединенные резиновой гармошкой посередине. Из-за их вместительности горожане прозвали их пылесосами. Ведь в салоне могло уместиться более 200 человек. В начале 21 века «Икарусы» были сняты с производства. На сегодняшний день департамент городского транспорта заменил их современными «ЛиАЗами», а частные перевозчики использует «Мерседесы».
Автоном
В селе Кашары Задонского района есть старинный храм, посвященный епископу Автоному, который никогда не был в этих краях. Сам священномученик жил в Римской империи во времена царствования императора Диоклитиана (IV век). Летний храм в честь Автонома, епископа Италийского, был построен в начале 1820-х годов на средства местного помещика полковника Ивана Кожина. К сожалению, имя автора неизвестно, но есть предположение, что храм возведен по проекту российского архитектора Осипа Бове - того самого, который занимался реконструкцией Москвы после пожара 1812 года.
По сведениям Санкт-Петербургского архива в 1900 году храм расписывал художник Виктор Васнецов. Его кисти принадлежат фрески с изображениями княгини Ольги, равноапостольного князя Владимира, Николая Угодника, юного преподобного Сергия Радонежского, святителя Тихона Задонского и Марии Магдалины.
После революции храм разграбили и приспособили под склад удобрений. За прошедшие годы рухнул купол ротонды, обвалилась часть колоннады, окружающей летний храм, местами осыпалась кирпичная кладка. И хотя в 1974 году церковь была признана памятником архитектуры, никаких работ по ее восстановлению проведено не было.
Только в 1993 году святыню начали реставрировать. А в 2009 года на храм Автонома Италийского был установлен купол с крестом.
Арктическая
У каждой улочки Липецка есть своя увлекательная история. К примеру, улица Арктическая раньше называлась совсем по-другому – Канавная. Она была образована еще в 19 веке. Свое название получила благодаря тому, что дома на ней были построены вдоль реки Студёновки, которая из-за своих размеров больше походила именно на канаву. Правда до революции улочка не входила в городскую черту. Здесь жили крестьяне, которые снабжали липчан продовольствием. К городу улицу присоединили только в середине 1930-х годов. У властей встал вопрос о ее переименовании, потому что в Липецке уже была одна улица Канавная. И ей дали другое название – Арктическая, в честь советского полярника и покорителя Северного полюса Эрнеста Кренкеля.
Каких-то особых достопримечательностей на улице нет. Единственное, на что стоит обратить внимание, так это на архитектурный памятник – Христорождественскую церковь, которая была построена в 1869 году.