Игры вокруг престолов. Выборы 2015: сценарий и прогнозы

   
   

О предстоящих выборах, о том, почему у населения падает интерес к политике и зачем оппозиция «заигрывает» с властью, рассказывает гость редакции Владимир Козомазов, председатель липецкого клуба избирателей.

Пошумели и разошлись

– Владимир Николаевич, одно из главных грядущих событий – выборы. Что вы о них думаете? Как оцениваете работу нынешних депутатов?

– Работа уходящего состава депутатского корпуса ознаменовалась, во–первых, несколькими скандалами, связанными с выборами председателя горсовета, а во–вторых, сменой сразу трёх председателей, чего раньше никогда не было. Связано это с тем, что у депутатов были определённые разногласия по вопросам, касающимся развития города.

– Но разве это плохо?

– Я считаю, что в данном случае разногласия не были конструктивными. Скорее всего, там отстаивались какие–то свои корпоративные интересы. В то же время нельзя сказать, что эти разногласия возникали на пустом месте, поскольку они касались серьёзных вопросов  формирования бюджета города, его распределения. Тем не менее вскоре страсти улеглись, и продолжилась нормальная работа. Решения и постановления принимались почти на каждой сессии, сами сессии проводились регулярно, без срывов и скандалов.

– В том–то и дело, что сессии у нас проходили даже слишком спокойно. Бурные дискуссии на них случались редко, а если и случались, то, как привило, ни к чему не приводили. Почему?

   
   

 – Мне кажется, что депутатам, во–первых, не хватает ответственности перед избирателями, а во–вторых, принципиальности в отстаивании своих позиций. Недостаточно просто сказать: «мы против», а у нас зачастую происходит именно так. Пошумели, покричали и разошлись. Я считаю, что это популизм, направленный в первую очередь на то, чтобы поддержать свой имидж в глазах избирателей. Но это порочная практика, которая приводит к тому, что авторитет партии падает, а её деятельность в глазах избирателя «размывается». Он не видит разницы между разными политическими структурами и поэтому теряет интерес к выборам. Такая позиция депутатов приводит к аполитичности населения.

Грамотные, но неактивные

– А что Вы думаете о политической грамотности нашего населения?

– Я думаю, что её уровень достаточно высокий, о чём свидетельствуют и результаты опросов общественного мнения. Народ стал лучше разбираться в политике. Отчасти это связано с кризисом, который мы переживаем. Упали доходы населения, изменился образ  жизни, и это заставляет людей чаще задумываться о том, каковы причины происходящего. Так что с политической грамотностью у нас всё в порядке, не в порядке с политической активностью. Но это в целом проблема всего общества, не только Липецкой области. Засилье пропаганды на телевидении и освещение событий только с одной точки зрения отрицательно сказывается на настроениях населения. Приводит к тому, что оно теряет интерес к политике. Об этом, кстати, говорит и явка избирателей  – в Липецкой области она примерно на таком же уровне, как и в среднем по России.

– А какой, по–Вашему, будет явка на этих выборах?

– Я думаю, она будет  несколько ниже, чем на прошлых. Наши исследования показывают, что сейчас выборами интересуется меньше людей, чем год назад, когда мы выбирали главу администрации.

– Может, люди уже не верят ничьим обещаниям?

– Это одна из причин, но не единственная. Вообще местными выборами люди всегда интересуются немного меньше, потому что считают, у местных депутатов меньше возможностей для отстаивания их интересов. Но с каким бы скепсисом мы не относились к предстоящему политическому мероприятию, идти на него, я считаю, обязательно нужно, потому что в ходе этой избирательной кампании будет формироваться тот состав горсовета, который будет принимать важнейшие решения, касающиеся жизни липчан. Кроме того, в сентябре мы фактически будем выбирать тех людей, которые потом будут назначать руководителя города.

– Как Вы, кстати, относитесь к отмене прямых выборов мэра?

– Отрицательно. Выборы –это проявление народо–властия и демократических принципов, на основе которых и работает наше государство. Сокращение выборных процедур лишает нас возможности влиять на политику тех органов власти, которые должны действовать, прежде всего, в наших интересах. Конечно, это приводит и к снижению ответственности власти перед народом. Хотя в нынешних условиях её, наоборот, нужно повышать. Надо приближать власть к народу, а не отдалять. Кроме того, упрощение процедуры избрания приведёт к тому, что управленческие решения будут менее качественные, а это в конечном итоге лишь ухудшит жизнь населения.

Места распределены?

– Что вы думаете о нынешних кандидатах?

– Их качественный состав не внушает нам больших надежд. В списках совсем не представлены кандидаты от НЛМК, зато полно представителей управляющих компаний, к организации работ которых не предъявляет претензии сегодня только ленивый. Следовательно, можно предположить, что свой управленческий опыт они перенесут и в горсовет, хотя, конечно, это было бы нежелательно. Поскольку уже очевидно, что нынешние кандидаты не обладают теми навыками организационной работы, которыми обладали их предшественники. Кроме того, такое засилье представителей УК и людей, так или иначе относящихся к сфере ЖКХ, может привести к тому, что будут лоббироваться интересы их компаний, а не отстаиваться интересы избирателей. Отсюда можно предположить, что вырастут тарифы, ухудшится качество обслуживания жилых домов.

– А много ли на этих выборов самовыдвиженцев? Каковы их шансы?

– Не много, их даже не хватило на все округа. Это говорит о том, что депутаты в горсовете будут представлять интересы партий. На мой взгляд, это плохо. Поскольку самовыдвиженцы – это независимые депутаты: их легитимность подкреплена подписями избирателей, а «партийцев» выдвигает партия, и, голосуя за них, люди отдают голоса не за конкретного депутата, а за программные установки, которые предлагает партия.

– Каковы Ваши прогнозы на предстоящие выборы?

– Я думаю, выборы пройдут достаточно спокойно, организованно. Никаких сюрпризов не ожидается. Первое место с большим отрывом, по моим прогнозам, займёт партия власти. Остальные места распределятся согласно достигнутым ранее договорённостям.

– Вы думаете, такие договорённости были?

– Я думаю, они не могли не быть. Представители так называемой оппозиции, как говорят в общественных и политических кругах, предпочли не спорить с администрацией, не выступать активно против неё, а договориться. И я считаю, это было их ошибкой. Потому что, если сложить те места, которые им были обещаны, предположим, что это было именно так, то партии власти останется не много – 50–60%. Конечно, этот результат её не устроит. Отсюда следует, что кому–то в горсовете места не хватит.

– А как же голоса избирателей?

– Вот! Если явка будет высокой, то это может внести определённые коррективы в достигнутые договорённости. По нашим данным, около 60% избирателей ещё не определилось в своих предпочтениях. А это значит, люди ждут, что им предложат что–то другое, отличное от того, что предложила партия власти. Поэтому, если сейчас какая–то политическая партия выступит с критикой администрации, она приобретёт популярность у избирателей. По большому счёту, народ всегда симпатизирует тем политикам, которые оппозиционно настроены к властям.

Смотрите также: