Ловкость рук и обаяние. Иллюзионист раскрывает секрет фокусов с картами

Макс Берестенев / Из личного архива

Заставить исчезнуть птицу, достать из «воздуха» бутылку вина и даже увеличить номинал банкноты для него пару пустяков. Липецкий иллюзионист Макс Берестнев вот уже на протяжении почти десяти лет помогает людям поверить в волшебство.

   
   

Засыпал с картами

Екатерина Деревяшкина, «АиФ-Черноземье»: Макс, как ты занялся фокусами?

Макс Берестнев: Увлечение фокусами произошло совершенно спонтанно. А началось все с того, что в детстве крестный подарил мне набор для фокусника. Быстро изучив все фокусы, я не упускал случая показать свое приобретенное умение друзьям, родственникам и всем тем, кто приходил к нам гости. Но как всегда бывает, с возрастом интересы меняются, и я забросил фокусы. Переключился с «магии» на спорт, танцы. И только уже в более сознательном возрасте вернулся к своему детскому увлечению.

- Что же подтолкнуло?

- Возвращение произошло в 2008 году благодаря ролику, который гулял тогда по интернету. Его героем был фейковый герой Дэвид Блейн. Он приставал к прохожим и показывал уличную магию. Его популярность просто зашкаливала. Но это все-таки была пародия на великого мастера. И тогда я нашел настоящее видео с Дэвидом Блейном, который и стал впоследствии моим кумиром и принял, пусть и косвенное, но все же участие в становлении меня как фокусника. Вначале были простейшие фокусы дома, которые снимались и выкладывались на Youtube. Потом я уже выходил на улицы и показывал фокусы по примеру Дэвида Блейна. Тренировался на друзьях, потому что многое не получалось. Когда какой-то трюк удавался, я уже смело мог позволить себе показать его незнакомой публике и осваивал мастерство дальше. Бывало такое, что целыми днями не выходил из дома и разучивал новые трюки. Я даже засыпал с картами, перед сном развивая моторику пальцев, чтобы движения были максимально легкими и быстрыми. Ведь само исполнение фокуса гораздо важнее, чем его секрет. Зная секрет, но не обладая достаточной ловкостью, у тебя просто ничего не получится. Заворожить фокусом зрителя – это много стоит.

Ручные птицы и итальянский шкаф

- Какие реквизиты есть в твоем арсенале?

   
   

- Реквизитов очень много. Я называю реквизитами даже птиц, с которыми часто выступаю. Конечно же, карты. Хотя это один из инструментов, который сейчас я меньше всего использую на публике. Зрители относятся к ним крайне недоверчиво. У людей уже выработался стереотип, что карты изначально несут в себе какой-то обман, и относятся к ним с некой опаской. Ну а в целом для фокусов годится абсолютно все: веревки, платки, книги, сигареты. На своих выступлениях я всегда стараюсь сделать разнообразной программу со всевозможными реквизитами, так что зрителю скучать не приходится. Люблю показывать фокусы с деньгами. К примеру, взять у человека купюру и увеличить ее номинал.

- Ты сейчас упомянул птиц...

- Да, у меня есть номер с их исчезновением. Я работаю с египетскими горлицами. Они априори являются ручными, поэтому мне остается только приучить их к себе, а уже затем выполнять с ними какие-то технические моменты, будь то исчезновение или появление.

- Были такие случаи, когда птица не желала исчезать?

- В этом номере я использую специальный реквизит, в котором они исчезают, но он немного недоработан. Поэтому бывало пару раз, что птица попадала, скажем, не туда, куда нужно в этом реквизите, и зритель мог увидеть какую-то ее часть.

- Не возникало желание использовать не птиц, а скажем, кого-нибудь покрупней, например, человека?

- Дело в том, что для этого фокуса необходим иллюзионный аппарат, который стоит бешеных денег. Нужно не только изготовить качественный реквизит, на сто процентов выполняющий свою функцию, но еще он должен быть соответствующе декорирован, к примеру, под старинный итальянский шкаф. Не поставишь же на сцену аппарат из грубо сколоченных досок. На сцене у артиста все должно не только четко работать, но и быть красиво оформлено. Это же целый спектакль, который нужно еще проработать с хореографической точки зрения. Я могу показать такой фокус, но скажу сразу, что он себя не окупит. Поэтому пока приходится работать только с тем, что можно погрузить в машину.

«Своих «копперфильдов» в нашей стране хватает»

- Дети и взрослые по-разному реагируют на твою магию?

- Скажу сразу, с взрослыми работать гораздо проще, нежели с детьми. К юным зрителям надо непросто найти подход, их надо заинтересовать, так как у каждого возраста есть свои особенности. Например, для детей в возрасте 5-6 лет очень важны визуальные трюки: исчезновение предметов, изменение цвета и так далее. Одним словом все то, что можно понять глазами. С детьми постарше, кто уже активно «сидит» на гаджетах, гораздо сложней. Они воспринимают фокусы с недоверием. Но если ребенок не избалован компьютерными играми, то у него еще остался интерес к чему-то волшебному. Что касается взрослых, то с ними гораздо проще найти общий язык. У них уже другие приоритеты и ценности. Мне не нужно показывать, как исчезнет платочек, чтобы их заинтересовать. Достаточно «увеличить» нолики на купюрах или материализовать бутылку с вином, и у зрителей появляется настоящий азарт. 

- Кто твои кумиры?

- Как таковых кумиров у меня сейчас нет. Есть просто артисты этого жанра, которые мне нравятся. Один из них замечательный московский фокусник Денис Власов, у которого я учился одно время. Главное – быть собой и делать то, что тебе нравится.

- Никогда не хотелось делать шоу как у Дэвида Копперфильда?

- Наверное, у каждого артиста есть желание сделать нечто подобное, настоящее шоу, которое соберет залы. Я дружу с известным фокусником из Москвы Сергеем Листопадом. Так вот нам доводилось делать в Московской области масштабное представление. Но это было обкаточное шоу. Мы закупили разного рода иллюзионные ящики, и нам нужно было проверить их в работе. Просто смотреть оборудование было неинтересно, поэтому мы и устроили с ним шоу со своими номерами. Однако чтобы сделать такое шоу, которое устраивает Дэвид Копперфильд, нужны немалые средства. А своих «копперфильдов» в нашей стране хватает.

- Есть такой фокус, который ты не можешь освоить, но очень бы хотелось?

- Есть немного другое желание. Я хочу сделать артистом своего попугая ару Гаврюшу. Ара - второй по величине в мире попугай, птица с невероятно сильным интеллектом. Я его давно хочу вставить в программу, но этот попугай никак не хочет работать, и мне приходится с ним воевать. За свое упорство я уже был неоднократно покусан своим любимцем.

- Тебя порой сравнивают с американским иллюзионистом Дэвидом Блейном, который занимается уличной магией. В частности из-за того, что вы оба можете читать мысли. Это тоже фокус, или ты действительно обладаешь даром телепата?

- Мысли, конечно же, не читаю. Но есть всякие любопытные ходы, когда можно «вытянуть» из человека нужную информацию. Данный метод называют ментальной магией. Это целая наука, где можно по жестам, мимике, взгляду, наводящим вопросам узнать, о чем он может думать. Впрочем, иногда происходят какие-то моменты, которые поначалу тебе кажутся мистическими. К примеру, стоит стакан, раз - и он сам сдвинулся. Потом сморишь, что на столе разлита вода, по которой он и соскользнул. Так что ничего сверхъестественного нет.

- Может ли самый обычный человек стать фокусником, и сколько времени понадобится для того, чтобы обучиться этому ремеслу?

- Этому можно учиться всю жизнь, потому что иллюзионистика претерпевает изменения каждые пять лет, появляется что-то новое: техника, трюки, которые нужно разучивать. В любом случае, чтобы стать фокусником, нужно знать основы этого искусства. Можно нахвататься с верхушек, но так и не вникнуть в суть ремесла. В этом деле важна техническая составляющая. Необходимо понять, как себя вести во время выступления, нежели знать секрет какого-то фокуса. Поэтому освоить фокусы может каждый, но чтобы стать настоящим артистом понадобятся годы тренировок.