«Пока двигаюсь, я живу». 105-летняя липчанка о секрете долголетия

Татьяна Коблякова отметила 105-й день рождения. © / Екатерина Деревяшкина / АиФ

Татьяна Коблякова родилась в Первую Мировую войну, застала революцию, хорошо помнит ужасы Великой Отечественной, о которых многие из нас знают только по книгам  и документальным фильмам.

   
   

«АиФ-Черноземье» побывал в гостях у старейшей жительницы Липецкой области, которой 15 января исполнилось 105 лет.

Дёготь меняли на хлеб

Татьяна с мужем 40 лет назад. Фото: Из личного архива/ Татьяна Коблякова

Не выезжая за пределы Липецкой области, долгожительница успела пожить в четырёх государствах, воспитала шестерых детей, а на вопросы о секрете долголетия отвечает, что всегда много трудилась – ни дня без работы не сидела. Как такового детства у неё не было. Татьяна родилась в разгар Первой Мировой в селе Романово Липецкого района.

«Отца забрали на фронт, пять лет о нём не было ни слуху ни духу, - рассказывает бабушка. – Все считали его пропавшим без вести. А он все эти годы был в плену. Когда война закончилась, отец вернулся, но прожил недолго – погиб на работе. И остались мы опять одни – я, мама, два брата да две сестры».

Никого из братьев и сестёр долгожительницы уже давно нет в живых. Татьяна среди них была самой младшей. Но стойко вместе со всеми переносила все тяготы: холод и голод, болезни и лишения.

«Мы ходили в соседние Грязи за дёгтем, а потом меняли его на хлеб, - рассказывает Татьяна Никитична. – Семья была большая, еды на всех не хватало».

   
   

В десять лет Татьяна пошла работать: и деревья в питомнике сажала, и на болоте торф собирала, и, как сама она говорит, «чистила» брёвна в лесхозе, и закладывала фундамент под будущий тракторный завод. А потом начался страшный голод. Татьяна Никитична вспоминает, как собирала мёрзлую гнилую картошку, как работала в поле наравне со взрослыми, как скромный колхозный паёк делила с матерью пополам.

А вот в школе ей учиться практически не довелось, хотя, признаётся, всегда была любознательной.

«Грамоту сама освоила. Читать и считать научилась. К первому классу уже знала всю таблицу умножения, - говорит долгожительница. – Но в школу ходила недолго, по осени, а потом не в чем было ходить».

«Работы не боялась»

Долгожительница в окружении семьи. Фото: Из личного архива/ Татьяна Коблякова

В 19 лет Татьяну сосватали за парня из соседнего села.

«Я и в глаза-то его не видела до того, как она сам в дом к нам не пришёл, - говорит бабушка. – Да и тогда толком не разглядела, сперва подумала на его друга, что он – мой жених. Но деваться некуда, пришлось выходить замуж: работы в то время не было, а жить на что-то надо».

Тем не менее с мужем Павлом она прожила в браке больше 50 лет, прошла через многие жизненные испытания: смерть троих детей, войну, голод. Во время Великой Отечественной оба трудились в тылу: Татьяна - в колхозе, Павел – на оборонном заводе, где и надорвал здоровье – потерял зрение от тяжёлой работы.

«Наше село не бомбили, но мы слышали, как летят самолёты, как разрываются бомбы, - было очень страшно», - вспоминает Татьяна Никитична.

После войны занимались хозяйством, растили детей. Павел Сергеевич дожил до 73 лет.

«Папа переживал, как мама без него будет, он всегда старался её оберегать, - рассказывает дочь долгожительницы Раиса Проскурина. – Но мама тяжёлой работы никогда не боялась. Сколько себя помню, она всегда очень много трудилась – птичницей, телятницей в колхозе, а после работы бежала домой - там тоже забот хватало: всё хозяйство было на ней. До 90 лет огородом занималась. Бывало, скажешь ей: мам, сядь, отдохни, а она: пока двигаюсь, вам помогаю, я живу. И всё тут!».

Именно физический труд бабушка считает главным секретом своего долголетия. А ещё всю жизнь Татьяна Никитична соблюдала православные посты, не только большие многодневные, но и малые, еженедельные – по средам и пятницам. Питалась скромно и просто и не пила алкоголь.

Скромно и по совести

Татьяна с дочерью Раисой. Фото: АиФ/ Екатерина Деревяшкина

Долгожительница много повидала на своём веку, многое её удивило. Например, радио и электричество. А уж про интернет и мобильную связь и говорить нечего.

«Внучка в Москве, а я могу с ней разговаривать и даже видеть её – вот до чего дожили», - качает головой бабушка.

Но техническими новшествами XXI века Татьяна Никитична особо не интересуется. Её ближе другое – она очень любит цветы, знает много стихов, песен. А вот время ей нравится нынешнее. Говорит, никогда не было такого изобилия, как сейчас: люди могут позволить себе всё, что захотят. Ей-то самой, признаётся, уж ничего не надо: день прошёл, и слава Богу. Здоровье долгожительницу, конечно, уже подводит: она ослабла, практически не ходит, плохо видит. За ней ухаживают родные. Несколько лет назад они забрали её к себе в город. Но бабушка иногда скучает по своему неказистому домику с маленькими оконцами и старой печкой – там выросли ее дети, там прошла её молодость.

«Не хотела переезжать. Мы предлагали ей провести газ в дом, а она отказывалась: «Что мне, до ста лет что ли жить?» А сейчас зимой там холодно», - говорит Раиса Павловна.

Кроме детей у Татьяны Кобляковой восемь внуков, семь правнуков и трое праправнуков.

Поздравить её со 105-летием пришли не только близкие. С подарками к юбилярше лично приехала мэр города Евгения Уваркина. Персональное поздравление отправил и президент Владимир Путин.

Подаркам и гостям бабушка рада, хоть и не понимает, почему к ней столько внимания. Всегда жила тихо, скромно и по совести. Ни с кем не ссорилась, ни на кого не сердилась, не обижалась, всем желала только добра. Дочери долгожительницы считают, что в этом добром отношении к людям, стремлении жить честно - тоже секрет её долголетия.