«Решил, надо что-то делать». Доброволец о возращении народных дружин

Игорь вместе с другими добровольцами патрулирует улицы Липецка. © / Игорь Зарницкий / Из личного архива

В 1980-х годах каждый советский хулиган знал, что бояться ему нужно не только суровых милиционеров, но и товарищей с красной повязкой на рукаве. Сегодня народные дружины возрождаются, но уже в другом формате.

   
   

«АиФ-Черноземье» встретился с командиром добровольной народной дружины Липецкой области «Патруль» Игорем Зарницким и узнал, кто такие современные дружинники, как они помогают полицейским охранять улицы и получают ли за это зарплату.

Подходят - говорят «спасибо»

Фото: Из личного архива/ Игорь Зарницкий

Екатерина Деревяшкина, «АиФ-Черноземье»: Игорь, расскажите, как вы решили создать дружину?

Игорь Зарницкий: Полтора года назад в новых микрорайонах Липецка было несколько нападений на людей. Известно, что их совершали подростки лет 11-15. Они толпой набрасывались на человека, жестоко его избивали и убегали. Причём в качестве жертв выбирали тех, кто не мог дать им отпор – в основном это были подвыпившие мужчины. Когда это уже стало приобретать массовый характер, я решил – надо что-то делать. Собрал знакомых ребят, и мы начали патрулировать те места, где совершались нападения. Слухи о нас очень быстро разнеслись по районам, и, насколько мне известно, нападения вскоре прекратились. А я задумался о том, чтобы организоваться официально как общественная организация. И вот уже в мае будет год, как существует наш «Патруль». Сегодня в нашей организации состоит 22 человека.

- Как на вас реагируют люди на улице?

- В основном положительно. Некоторые подходят, говорят «спасибо». Люди понимают, что мы занимаемся общественно полезным делом, помогаем полиции охранять порядок.

   
   

Мы работаем по всему региону. В прошлом году выезжали в Хлевное и Тербуны (населенные пункты в Липецкой области - ред.). Там у них проходит праздник День солнце-караула, он отмечается в середине лета. Всю ночь молодёжь гуляет, а с первыми лучами солнца все это выливается в хулиганство – переворачивают мусорные баки, разбивают стёкла. К нам обратились за помощью местные жители. Мы приехали накануне и вместе с полицией патрулировали улицы. Пришлось побегать за хулиганами. Но зато нарушений в тот день было значительно меньше.

- А где в Липецке проблемные места?

- Вообще самые проблемные места – там, где есть круглосуточные питейные заведения. Люди часто нам жалуются, что завсегдатаи таких пивбаров напиваются, устраивают драки. Пьянство – большая беда. Так же как и наркомания. По мере сил мы боремся с так называемыми закладчиками. Если к нам попадает какая-то информация, мы её проверяем, выезжаем в совместные рейды с полицией. Двоих распространителей нам удалось задержать в районе СНТ «Строитель». Но без помощи жителей нам это зло не победить. Поэтому я призываю всех - если вы увидели надпись на доме с адресом или ссылкой в интернете, не поленитесь, купите баллончик с краской – он стоит всего сто рублей - и закрасьте её. (Такой метод борьбы с наркотиками тоже могут счесть хулиганством, за него можно получить штраф - лучше в такой ситуации вызывать полицию - ред.) Возможно, этими простыми действиями вы спасете чью-то жизнь.

Без оружия, но с собакой

Собаку Марта привезли с Севера. Фото: Из личного архива/ Игорь Зарницкий

- Насколько опасна работа дружинника? Приходилось влезать в драку?

- Только для того, чтобы разнять дерущихся. Наши полномочия ограничены законом (Речь идет о федеральном закон №44 об участии граждан в охране общественного порядка - ред.). Честно скажу, иногда это мешает. Например, если мы видим, что человек совершил серьёзное правонарушение и пытается скрыться, то не можем самостоятельно его задержать и доставить в отделение. Нам остаётся только держать его в поле зрения до приезда полиции. Хотелось бы, чтобы в закон внесли поправки, которые расширят наши полномочия. Возможно, мы даже сами выйдем с такой инициативой.

- А если хулиган полезет на дружинника с кулаками?

- Конечно, мы будем защищаться. На всякий случай у каждого дружинника есть с собой газовый баллончик – это самое эффективное и безопасное средство самообороны. Он доставит временный дискомфорт, но не нанесёт человеку серьёзного вреда.

Но даже газовый баллончик - это крайняя мера на тот случай, если товарищ попадётся  неадекватный и будет представлять угрозу для окружающих. А вообще стараемся все конфликты решать словами. Если видим, что человек выпил лишнего, идёт по улице и нецензурно ругается - подойдём, объясним, что он делает не так. Как правило, разговоры действуют. Мы же тоже не звери, чтобы ловить всех подряд.

- Кстати, насчёт зверей. Слышала, у вас в патруле есть собака, и с ней связана какая-то удивительная история.

- Да, я был на стажировке на севере и посетил центр помощи бездомным животным. Ходил, осматривал вольеры, и тут ко мне подходит большая собака, ластится, прижимается. Оказалась, она больна. Я сказал, что, если бы не расстояние, то забрал бы её с собой. Собаку вылечили, стерилизовали и отправили ко мне в Липецк. Представьте себе, она проехала три тысячи километров! Собаку зовут Марта, это помесь алабая с овчаркой. Иногда мы берем её с собой в патруль. Она оказывает сильное останавливающее действие на правонарушителей.  

Куда пропадают люди?

- Вы принимаете участие в поисковых мероприятиях. Почему так много людей пропадает?

- Пожилые люди часто пропадают из-за проблем со здоровьем – у кого-то деменция, у кого-то расстройства памяти. Человек выходит на улицу и забывает, где живет и куда идти. На самом деле это очень страшно. Я советую людям, которые столкнулись с такой бедой, обязательно приобрести своему пожилому родственнику умный гаджет, который позволит в случае чего отследить его местонахождение. Это здорово упростит процедуру поиска.

С молодёжью другая ситуация. Большой процент подростков от 13 до 15 лет убегает из дома. Причины банальны – конфликт с родителями, проблемы в школе, несчастная любовь. Но есть и ещё одна – в Интернете набирает популярность игра под названием «Исчезни на 24 часа». Её организаторы предлагают подросткам на сутки уйти из дома. К сожалению, дети не понимают последствий такой игры. Во-первых, за сутки с ними самими может что-то случиться, а во-вторых, у них есть родные, близкие – мамы, бабушки, у кого-то из них может оказаться больное сердце – и тогда этой ночи они могут просто не пережить. Пару раз мы находили таких детей.

- Раз уж мы заговорили о негативном влиянии интернета, в последнее время в соцсетях появляются группы под аббревиатурой АУЕ, пропагандирующие асоциальное, чуть ли не криминальное поведение.

- К сожалению, такие вещи легко проникают в молодёжную среду. А юношеский максимализм, помноженный на криминальную идеологию, - штука взрывоопасная. Но проблема в том, что отследить эти группы очень сложно. А пропаганда их в интернете  идёт очень серьёзная.

- И как с этим бороться?

- Подросткам важно принадлежать к какой-то общности, быть частью какого-то движения, даже криминального. Зачастую они сами до конца не понимают его суть, но им важно, что это модно, это хайп. Задача нашей организации, в том числе, - убедить таких ребят, что во взрослом мире есть куда более интересные вещи, чем жизнь по тюремным законам. Мы пропагандируем здоровый образ жизни, правильные ценности. И надеемся, что к нам будет присоединяться больше молодёжи.

Помощь лишней не бывает

В липецкой народной дружине - 22 добровольца. Фото: Из личного архива/ Игорь Зарницкий

- В советское время дружинникам полагались дополнительные дни к отпуску. Сейчас что-то такое есть? Может, материальные выплаты?

- Нет, ничего. Мы работаем полностью на добровольных началах. Ещё и свои деньги вкладываем. Один только комплект одежды дружинника стоит порядка 2500-3000 рублей. Плюс бензин, расходы на машину. Я считаю, нужно поднимать вопрос материального поощрения дружинников. Возможно, кто-то меня осудит, скажет, где же здесь добровольчество. Но добровольчество добровольчеству рознь. Люди порой рискуют своими здоровьем и жизнью.

В разных регионах вопрос оплаты труда дружинников решают по-разному. Например, на севере работает попечительский совет, который ежемесячно выделяет небольшие деньги на нужды организации. Было бы неплохо, если бы и у нас нашлись такие спонсоры. Или это может быть субсидия из бюджета.

- В дружинники берёте только крепких мужчин?

- Нет, конечно. У нас даже девушки есть. Если человек физически не сильно развит, то, во-первых, он может ещё в этом преуспеть, если будет участвовать с нами в военно-полевых сборах, походах, а, во-вторых, он всегда может помочь чем-то другим. Например, осветить какое-то событие или разослать по соцсетям важную информацию. Сейчас набирает популярность такое движение как кибердружина - молодые люди собираются и в свободное от работы время отслеживают в интернете подозрительный контент - всякие группы смерти, экстремистские сайты.

Кроме того, мы запустили ещё один проект – «Гуманитарный патруль». Его цель  - помочь нуждающимся - многодетным, малообеспеченным и просто людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Мы организовали сбор вещей – кухонной утвари, бытовой техники, спортинвентаря, одежды, и будем рады любой помощи.

Сейчас начинается время «вечерних посиделок» у молодёжи, нас физически не хватит, чтобы обойти все проблемные места. Поэтому мы призываем – вступайте в «Патруль», и мы вместе сделаем наш город чище, безопаснее, лучше.