50, 100, 200… Она не знает, сколько их было, тех солдат, что она, рискую собственной жизнью, спасла от смерти. Один из них стал потом её мужем. Генриэтта Буева – ветеран Великой Отечественной войны, почётный донор СССР, «Липчанка года – 2015».
Когда мы пришли к ней в гости, то застали её за просмотром телевизионных новостей –
ветеран с тревогой следила за событиями на Украине. Сказала, до сих пор не может поверить в то, что война вернулась: «Мы думали, никогда такого не повторится, а мир оказался таким хрупким…»
Не жалела крови
Генриэтта Ивановна никогда не забудет лето 1941–го. Она была обычной школьницей, только окончила 9–й класс. Но 22 июня её жизнь резко изменилась. Страшное сообщение по радио тогда многих заставило повзрослеть.
– Мы с подругами сразу пошли в военкомат проситься на фронт добровольцами, – рассказывает Генриэтта Буева. – Но нас не взяли, сказали – слишком юные. Правда, это нас не остановило. Через год мы попытались снова. На этот раз добавили к своему возрасту по несколько лет. Я сказала, что с 1922 года, хотя на самом деле с 1924. И сработало.
В течении года Буеву с подругами обучали на медицинских сестёр. А потом отправили на фронт. Генриэтта попала на Белорусский, в 11–й полевой госпиталь. И здесь уже поняла, что такое война на самом деле.
– Было очень страшно и тяжело, – вспоминает ветеран. – Спасало одно – молодость. Мы были бесстрашные, безрассудные. Нами управляла одна мысль – победить немцев и вернуться в родные семьи. Под пулями, абсолютно не думая о себе, вытаскивали раненых.
Сколько жизней спасла Генриэтта Ивановна, она не знает. Не считала. Тем более, что спасала не только как медсестра. На войне началась донорская деятельность Буевой. Крови катастрофически не хватало, и медсёстры сдавали её.
Полк Буевой прошёл долгий путь. Они освобождали Москву, Ленинград, затем попали в Болгарию. Известие о Победе Буева встретила в Брно. Но не только этой счастливой вестью ей запомнился город. Здесь она нашла свою любовь, встретила будущего мужа.
– К нам в госпиталь привезли раненого лётчика, – мысленно возвращается в те годы женщина. – Ему нужна была кровь. И я сдала её для него. Потом он пошёл на поправку. И в течение двух месяцев до его демобилизации мы постоянно общались. Через какое–то время я поняла, что к этому человеку у меня не просто симпатия. У нас была настоящая духовная близость.
Как произошло, что люди из разных городов, случайно встретившиеся во время войны, стали такими близкими за пару месяцев? Этот вопрос женщина задаёт себе до сих пор. Но ответа не находит.
– Наверно, он просто был моей половинкой, – улыбается Буева.
После войны Николай, так звали лётчика, позвал девушку с собой, в Липецк. Но Генриэтта не могла оставить в Сальске мать и двух младших сестёр. Она уехала домой. Он постоянно писал ей. А через три месяца не выдержал разлуки.
– Приехал за мной. Успокоил, что перевезёт в Липецк и маму с сёстрами. И я согласилась. Так я стала липчанкой.
Фашисты были гуманнее
Война осталась позади. Но страшные воспоминания о ней так и стоят перед глазами Генриэтты Ивановны. Ещё острее они стали сейчас, в связи с ситуацией на Украине.
– Когда я смотрю телевизор, то плачу, – признаётся женщина. – Ведь мы это уже всё переживали и думали, что такого не повторится. Более того, были бои, были налёты, были бомбёжки, но такой страсти, как сейчас на Украине, даже в те годы не было.
По словам Буевой, даже немцы во время оккупации не творили таких зверств, которые себе позволяют украинские власти.
Но Генриэтта Ивановна, как и многие сегодня, надеется, что они одумаются и братский народ заживёт счастливо. А жить без войны – уже счастье.
Где человечность?
Переживает Буева и за судьбу нашей страны. Ведь она зависит полностью от молодого поколения. А молодёжь сегодня в большинстве своём избалованная, не желающая понимать, что именно на ней лежит ответственность за будущее России.
– Родители, конечно, виноваты. Они не прививают детям истинных жизненных ценностей, которые передавались из поколения в поколение. Сегодня их заменили деньги. Большинство, к сожалению, живёт только ради них, – рассуждает ветеран. – А когда деньги выходят на первый план, человеческие качества теряются.
Как считает Буева, нашу молодёжь не приучили к трудолюбию, не привили мысль, что человеческое счастье возможно только в одном случае: если любить не только себя, а всех людей.
– Нужно помогать маленьким, своим ровесникам, пожилым. За это Бог даст и здоровье, и счастье, и любовь, – уверена женщина.
Но Генриэтта Ивановна всё–таки верит в лучшее. Тем более, что сейчас в школах большое внимание уделяют патриотическому воспитанию. И ветерану хочется верить, что если, не дай Бог, на нашу землю снова придёт война, молодёжь грудью встанет на защиту Родины, как когда–то это сделало их поколение.
Смотрите также:
- Ветеран ВОВ Григорий Арановский: «В моей России этого не было» →
- «Врагу мы отомстим» Весточки с фронта - голоса из прошлого →
- Малолетние узники ВОВ хотят быть услышанными →