За домашкой - на соседний холм. Почему буксует дистанционная учёба в селах

«Дистанционка в селе – вы шутите? Да у нас у половины школьников нет компьютеров, у второй половины – интернета, как мы их будем учить?» - недоумевает учительница русского языка и литературы Наталья Н. из Хлевенского района Липецкой области. Переход на дистанцинное обучение действительно вызывает много вопросов.

   
   

«АиФ-Черноземье» решил узнать, как работает дистанционка в глубинке, и пообщался с непосредственными участниками этого процесса – родителями и учителям.

Один компьютер на четверых

На дистанционное обучение все школьники России перешли из-за эпидемии коронавируса. В одних школах предупредили, что уроки будут идти в онлайн-режиме, в других – что дети будут получать домашние задания, выполнять их и отправлять учителю. Правда, пока система отлажена только в теории.

Объявить об организации дистанционного обучения можно. Только как это реализовать? Особенно в сельской местности, в глубинке? Какие компьютеры, ноутбуки, планшеты? Тут и кнопочные телефоны есть не у всех.

Особенно тяжело приходится многодетным семьям. Например, в семье Гольмдорф из Добровского района Липецкой области четверо детей ходят в школу.

«По-хорошему, нам нужно четыре компьютера, а у нас только один. Каждый день начинается со споров – кому за ним работать, чуть до драки не доходит! Есть ещё планшет и телефоны, но за ними заниматься неудобно, - рассказывает многодетная мама Александра Гольмдорф. – Есть ещё одна проблема: если старшие дети большую часть заданий выполняют сами, то с младшими нужно всё прорешивать. Я не учитель, я не знаю, как правильно объяснить ребёнку предмет. Хорошо, что у меня есть образование, а сколько таких родителей, которые, я извиняюсь, два плюс два сложить не могут? С некоторыми детьми сидят бабушки. Что они им подскажут?»

   
   

Поэтому родители постоянно на телефоне с учителем: «Помогите, объясните, мы не поняли»! И учитель помогает, объясняет, подсказывает. Иногда процесс затягивается до глубокой ночи.

Усугубляется ситуация ещё и тем, что не во всех сёлах есть интернет. Да что там интернет, проблемы иногда возникают даже с обычной сотовой связью.

«Сотовые ловят очень плохо. Вот сейчас я, чтобы с вами поговорить, поднялась на холм, - рассказывает мама пятиклассника Ирина Ильина из Данковского района Липецкой области. - За заданием от учителя мы тоже на холм ходим. Потом мы делаем уроки, а вечером снова на холм - отправлять ответы. Протянуть до нас сети стоит порядка 10 тысяч рублей, для нас это дорого. Поэтому мы пользуемся мобильным интернетом. Смысла в таком обучении я не вижу: это не дистанционное обучение, а просто самообучение».

Бесконечная домашка

В городских школах занятия проходят на образовательных платформах, в более продвинутых - проводятся настоящие видеоуроки и даже видеоконференции - как в классе, только по Сети. Сельским ребятишкам порой приходится об этом только мечтать.

Учителя чаще всего просто дают родителям то, что должны самостоятельно освоить дети.

«В моём классе 18 человек, из них только у пятерых есть компьютеры с выходом в Интернет, остальные работают с телефонов. Даже если я им пришлю видеоурок, на чём они его просмотрят? Сейчас есть хорошие образовательные платформы. Некоторые дети даже с телефонов на них выходят, но далеко не все. Главная трудность дистанционного обучения - в организации обратной связи. Если у большинства учителей какая-никакая техника есть дома, то в семьях, особенно многодетных и малообеспеченных, нет, к сожалению, и такой, - рассказывает учитель начальных классов из Добровского района Елена Н. – Отправить задание я могу любое, но ребёнку будет технически сложно его выполнить и прислать мне ответ. Поэтому мы с учениками нашли выход – общаемся с ними по телефону в WhatsApp. Не у всех детей есть свои личные телефоны, большинство пользуются родительскими. А это значит, что если мама и папа ушли на работу, то получить задание и отправить ответ – целая проблема».

Отдельная сложность - проверка домашних работ. «Я сделал домашку», - пишет ученик и присылает ответы по математике, а учитель проверяет литературу. Приходится перестраиваться, переключаться на другой предмет - и так по несколько раз за день. А дети присылают задания почти круглосуточно - с момента окончания урока до поздней ночи.

«Я сижу с телефоном и пытаюсь на нём что-то разглядеть, присылают фотографии написанных от руки работ, а почерки у всех детей разные, из-за этого моё зрение резко ухудшилось, - продолжает Елена. – И вот я проверила домашние работы, поставила оценки, написала замечания, дети их исправляют - и снова присылают мне. Я снова их проверяю, и так может продолжаться до бесконечности. А многие родители работают и не могут вовремя выслать выполненные домашние задания. Они начинают это делать, когда приходят домой, а это бывает уже и в восемь, и в девять вечера. И я должна проверить их и прокомментировать даже тогда, когда пора уже ложиться спать».

Дети рвутся в школу

Расписание у школьников никто не отменял. Но поскольку дома дети чаще всего предоставлены сами себе, они не придерживаются никаких рамок. Некоторые могут уже к десяти часам прислать всю домашнюю работу, а некоторые - только к 12.

«Тогда я им звоню, напоминаю. Если возникают трудности, подсказываю. А трудности возникают часто. Поэтому у учителя деньги летят с телефона только так – не успеваешь пополнять. Мы не были готовы к этому переходу ни морально, ни материально», - признаётся Елена.

Виктория Г. из Липецкого района находится по разные стороны баррикад: она учитель математики и мама школьников, которые теперь занимаются дома.

«Родители плачут, пишут: «Мы не учителя, мы за это зарплату не получаем». Даже звучат предложения запереть детей в школе и туда носить им еду, - смеётся Виктория. – Папы и мамы думают, что мы напали на них и «отрываемся» по полной, давая какие-то невыполнимые задания, над которыми они вынуждены сидеть до поздней ночи. Как мама и как учитель говорю: нет, это не так, мы ничего не придумываем, наоборот, стараемся максимально упрощать программу, понимая, в каком непростом положении оказались и дети, и родители. Просто родители к такому не привыкли, на самом деле - это обычный день в школе».

И всё-таки учитель смотрит на ситуацию с оптимизмом: «Сейчас я могу сказать, что мы справляемся: платформы работают, сайты грузятся, дети учатся. Если бы вы позвонили мне в первые два–три дня, я бы ответила, что это ужас, у меня волосы на голове шевелились».

Впрочем, один большой плюс в дистанционном обучении точно есть, уверяют педагоги: дети вдруг поняли, что школа - это хорошо. А уж как родители это поняли! В школу рвутся, школу любят, школу ждут.

Но когда дети снова сядут за парты, сказать сложно. Режим самоизоляции во многих регионах продлили до 30 апреля.  

«Мы понимаем, что при новом формате работы могут возникнуть некоторые сложности. Будем оперативно реагировать на них, - сказала и.о. начальника управления образования и науки Липецкой области Лилия Загеева. - Но безопасность детей превыше всего».

Справка
ЕГЭ в этом году состоится, но в более поздние сроки - с 8 июня до 11 июля. Также планируется перенести приемную кампанию в вузах. Она начнется только тогда, когда будут объявлены результаты всех экзаменов.