«Пояс читали, как книгу». Как липецкий студент возродил старинное ремесло

Вячеслав Червяков / Из личного архива

Ещё каких-то сто лет назад пояса умели ткать чуть ли не в каждой семье. А сейчас тех, кто владеет этим старинным ремеслом, остались единицы. Житель Лебедяни и студент Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина Вячеслав Червяков – один из них. «АиФ-Черноземье» пообщался с умельцем.

   
   

«Пояс в жизни наших предков играл важную роль. Он был не просто элементом одежды, а нёс большую смысловую нагрузку. По нему можно было узнать достаток человека, статус, семейное положение», - объясняет мастер.

Одинокий мастер

Ткать пояса молодой человек учился сам. Фото: Из личного архива/ Вячеслав Червяков

Плести пояса Вячеслав умеет с девяти лет. Этому ремеслу его научила мама – мастер глиняной игрушки Ольга Червякова. Показала различные техники, узоры. Но началом своего профессионального пути Вячеслав считает 2013 год, когда он побывал на своём первом фольклорном фестивале «Хоровод традиций» в Карелии, где познакомился с народными умельцами со всей страны.

«Меня очень вдохновило это мероприятие: мы были все в традиционной русской одежде, и представляли традиции народов, населяющих Россию,  - рассказывает Вячеслав. - Вернувшись домой, я сразу засел за пояса и весь следующий год усиленно занимался ткачеством. Оно увлекло меня с головой. Стал осваивать новые, более сложные техники. А через год снова поехал на фестиваль «Хоровод традиций», который проходил в Таганроге и занял там первое место».

Ткачество и плетение поясов – ремесло довольно редкое. Мастеров, владеющих им, сейчас единицы. И Вячеслав – один из них.

«На то, чтобы освоить это дело, у меня ушли годы, - признаётся молодой человек. – Мама только приоткрыла мне дверь в этот удивительный мир народной культуры, а учился я всему сам. Посещал различные мероприятия, ходил в музеи, изучал литературу. Потом мне попала в руки книга новгородской мастерицы Елены Осиповой, из которой я узнал много нового о ткачестве, плетении. Она значительно облегчила мне мой профессиональный путь. Впоследствии я сам приехал в Великий Новгород и уже обучался у Елены Ивановны лично. Правда, в начале, когда я только показал ей свои работы и попросился в ученики, она сильно удивилась: «А чему я, собственно, могу тебя научить?». В любом случае мне было приятно пообщаться с человеком, который в XXI веке сумел возродить старинное ремесло. Также я учился у народных мастеров из Воронежа, Санкт-Петербурга».

   
   

Орнамент как книга

Техник плетения русских народных поясов множество – «дёрганьем», на «бёрдышах», на «дощечках», на ткацком стане. Вячеслав владеет практически всеми.

«Самые сложные и одновременно самые красивые – браные пояса (от слова «брать» – ред.). Это особый вид ткачества, при котором узорная нить берётся толще основной, из-за чего сам узор получается выпуклым, рельефным, - объясняет Вячеслав. – Количество нитей зависит от ширины изделия. Их может быть двадцать, а может - и несколько сотен. На то, чтобы соткать браный пояс, потребуется около месяца. Поясок попроще можно сделать и за неделю».

Принцип ткачества лучше один раз увидеть. Основное рабочее устройство у Вячеслава – станок. В него заправляются нити, затем подвязываются так называемые нитченки – нитяные петли, служащие для подъёма нитей основы. И не просто так, а в определённой последовательности. Оказывается, заправка станка – это целое искусство. После чего мастер наматывает уточную нить, которая скрепляет между собой все остальные, на челнок и начинает ткать. Челнок перемещается между нитями, и рождается узор.

«Каждому узору наши предки придавали определённое символическое значение, - говорит молодой человек. - Волнистые линии - вода, прямые – земля, круги – солнце. Из этих знаков составляли более сложные композиции. Цвета подбирали яркие, и каждый тоже нёс какую-то информацию. Белый – чистота, жёлтый – тепло  и так далее. Орнамент на русских поясах можно было читать, как книгу».

Вячеслав создаёт как реплики (точные копии) народных поясов различных губерний, так и по народным мотивам свои авторские изделия. Их можно увидеть на выставках в музеях. Например, недавно сделал пояс с орнаментом в виде русской берёзки, богато украсив его бисером и атласными лентами.

И в пир, и в мир

Вячеслав часто проводит мастер-классу по ремеслу плетения поясов. Фото: Из личного архива/ Вячеслав Червяков

Раньше представить русского человека без пояса было невозможно. У каждого было не меньше трёх поясов.

«Ребёнок только родился, а на него уже пояс надевали – назывался крестильный. Его как талисман могли не снимать в течение всей жизни, - рассказывает мастер. – Ещё одним поясом подпоясывали рубахи и сарафаны. А третьим – тулуп».

Праздничные красивые пояса надевали в особых случаях, например, на свадьбу.

По словам Вячеслава, несмотря на то, что сегодня русские уже не носят традиционную одежду, пояс постепенно возвращается в их гардеробы. Работы лебедянского умельца заказывают не только коллекционеры, фольклорные коллективы, народные мастера с разных уголков России, но и обычные люди, чтобы использовать их как элемент повседневной одежды.

«Как-то на ярмарке ко мне подошла девушка, увидела на прилавке пояс, и так он ей понравился, что она сразу его купила и надела, - говорит Вячеслав. - Современные дизайнеры часто используют народные мотивы в своих коллекциях. Интерес к народному творчеству просыпается, и это не может не радовать».

Вячеслав вообще считает, что ткачество и плетение поясов могло бы стать брендом Липецкой области, как елецкие кружева и романовская игрушка, которой он, кстати, тоже занимается. Одна беда – в регионе он пока единственный мастер. Вся надежда на учеников. Вячеслав проводит мастер-классы для взрослых и детей, в том числе - особенных.

«Такие занятия имеет ещё и терапевтический эффект, они помогают развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, - поясняет мастер. - В психологически комфортной обстановке дети раскрепощаются, приобретают уверенность в своих силах. И заодно знакомятся с ремесленными традициями своих предков».

Недавно проект Вячеслава «Возрождая традиции» выиграл в конкурсе «Моя страна – моя Россия», так что теперь у него появилась возможность вовлечь в это дело большее число людей и тем самым сохранить старинное ремесло.