Костры для предков и дары страшному Деду. Как отмечали Новый год на Руси

Новый год — самый любимый праздник россиян — наши предки отмечали сначала весной, потом осенью, а затем зимой, но по старому стилю. Общей приметой этих торжеств считалась такая: как встретишь Новый год, так его и проведёшь. Поэтому всегда старались и стол богатый накрыть, и от души повеселиться. О том, как именно отмечали зимние праздники в старину, «АиФ-Черноземье» узнал у доцента кафедры русской литературы XX и XXI веков, теории литературы и фольклора ВГУ Татьяны Пуховой.

   
   

Ждали первую звезду

Анастасия Ходыкина, «АиФ-Черноземье»: Татьяна Фёдоровна, до Нового года осталось всего ничего, россияне закупают подарки близким, наряжают в своих домах ёлки. А чем бы занимались наши предки в это время?

Досье
Татьяна Пухова родилась в 1956 году в Воронеже. Окончила филфак Воронежского государственного пединститута. С 1986 года - организатор ежегодных фольклорных студенческих экспедиций по сёлам Воронежской области. По инициативе Пуховой в 2006 году в ВГУ был открыт Музей народной культуры и этнографии.

Татьяна Пухова: Ещё в начале ХХ века в предновогодние дни готовились к Святкам. Хозяйки варили обрядовую еду — сочиво, в южных районах её называли «кутья». Это хорошо разваренная каша из цельного зерна пшеницы с добавлением мёда и сухих ягод. Сейчас же кутью варят из риса, добавляют изюм, мёд или сахар.

В Рождественский сочельник, 24 декабря, полагалось ждать первую звезду, и только потом разрешалось приступать к обрядовой пище. После этого начинались Колядки. Группы детей, молодёжи и пожилых — все по отдельности — ходили по дворам со звездой на шесте, её обычно делали из бумаги, с блёстками и украшениями, и исполняли колядки и овсени. В южных районах, где жили в основном украинцы, их еще называли щедровки. Все эти песни начинались с обращения к хозяевам: «Коляда пришла накануне Рождества!» Затем колядующие хвалили владельца дома, отмечали, что он добрый, хороший и богатый, что у него есть всё, но нужно, чтобы было ещё лучше. Затем желали такого урожая, «чтобы из одного зерна можно было целый пирог испечь»!

Скупиться было не принято: считалось, что богатые дары станут залогом благополучия семьи в наступающем году. К тому же если колядующим подарки казались слишком скромными, они угрожали: «Кто не даст пирога — мы корову за рога!» И могли даже похулиганить во дворе, например, сломать ворота.

А во многих сёлах ещё и «славили Христа»: исполняли тексты с христианским содержанием, так называемые «христославия», в которых упоминались Христос, Дева Мария, святые Василий и Илья.

   
   

 Гадали и «грели умерших»

— Что такое Коляда и откуда появились ряженые?

— Вообще Колядой древние славяне называли новое солнце. Это языческий праздник — первый день зимнего солнцеворота. В этот день славяне зажигали колесо и спускали его с горы, приговаривая: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». Люди радовались, что тёмным дням приходит конец, грядут солнечные дни, пусть и не скоро. Но это время считалось опасным, ведь солнце пока молодое, а тьма, или нечистая сила, буйствует вовсю — свирепствуют морозы, вьюги... Этому явлению люди стремились как-то противостоять и даже отпугнуть нечисть. Потому и пытались выглядеть и вести себя необычно.

Так, мужчины одевались в женскую одежду, женщины — в мужскую, дети наряжались во взрослое, в вывернутые наиз­нанку шубы. Раскрашивали лицо тем, что было под рукой — натирались сажей, делали свёклой либо морковью румянец, из картошки вырезали и вставляли «зубы». Иногда делали маски из коры дерева, вырезая в ней дырочки для глаз и рта. Двери избы, где проходили святочные посиделки, вдруг раскрывались, и туда вбегали люди с песнями, шумом и закатывали колесо — символ солнца.

А ещё на Святки, продолжавшиеся две недели, гадали. В слободе Осетровка Богучарского уезда (ныне Воронежская область) разновидностью гаданий было подслушивание имени жениха, в селе Пузево Бобровского уезда практиковалось гадание с зеркалом.

В эти дни также поминали своих усопших, родственники разжигали около двора или в огороде ритуальные костры из соломы. Стояли сильные морозы, и люди, беспокоясь о предках, старались их таким образом обогреть.

На Новый год был обычай со срезанного осенью последнего снопа собирать зёрна, приходить в дом и исполнять «посевания»: «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» Зёрнышками обсыпали хозяев, печку, и это было пожеланием хорошего урожая. Заканчивались Святки шестого января, 19-го — по новому стилю, праздником Крещения Господня, тогда окунались в прорубь.

Петровские традиции

— Когда в Черноземье пришла традиция наряжать ёлку и встречать Деда Мороза?

— Отмечу, что самый первый Новый год наши предки отмечали весной. Тогда ещё не было особой идеологии, крестьяне занимались работой в поле. Забота о новом урожае начинается в начале весны, поэтому и Новый год был связан с началом подготовительных посевных работ. Следы того праздника мы видим в Масленице. Не случайно на Масленицу полагалось обильно питаться, ведь как встретишь Новый год, таким и весь следующий год будет. Правда, с принятием христианства весенний Новый год стал сырным. А в 1492 году, когда пала Византия, дату празднования Нового года перенесли на 1 сентября. Год для крестьян стал начинаться наоборот — завершением полевых работ, вот и всенародного размаха «осенний Новый год» не получил.

Большинство традиций современного праздника заложил Пётр I: своим указом он повелел перенести празднование Нового года на 1 января. Наступивший 1700 год встречали уже по новому летоисчислению — правда, на несколько дней позже, чем в Европе. Тогда же появились длинные новогодние каникулы.

Так что новогодний вечер, каким мы его знаем — с украшенной ёлкой, снегом и боем курантов, — традиция не такая уж давняя! Кстати, Дед Мороз изначально был грозным языческим духом, и среди славянских богов можно найти много его прообразов: это и Зимник, отвечающий за трескучий мороз, и суровый Карачун. В дохристианские времена Дед Мороз не приносил подарков — наоборот, ему жертвовали дары. Колядующий, наряженный страшнее всех, звался Дедом и не произносил ни слова. Возможно, этот персонаж и стал прототипом современного Деда Мороза.

Русский Новый год совпал с европейским только в 1918 году, когда ввели «новый стиль». И сейчас Новый год выпадает на православный пост, который стараются выдерживать верующие, хотя, надо признать, в этот день церковь дозволяет послабления. А вот прежние традиционные обряды фактически утратили ритуальный смысл и часто воспринимаются просто как развлечение. Но вот на 10-й этаж новостройки, где я живу, иногда заходят колядующие ребятишки, и я всегда к этим дням готовлю небольшие подарки.

Смотрите также: