Мифы старого трамвая в Орле

   
   

Загадки первого маршрута

Первый маршрут первого орловского трамвая пролегал от вокзала до Бахтина кадетского корпуса (ныне сквер Гуртьева). В пути он делал несколько остановок возле высоких градостроительных доминант – Иверской, Покровской, Воскресенской церквей, Спасо–Преображенского храма. После октябрьского переворота одни церкви снесли, другие закрыли, а в 1972 году такая же судьба постигла и первый маршрут – его тоже закрыли. В 1976–м власти спохватились, что в городе есть маршрут № 2, есть № 3 и даже № 4, а первого – нет, и создали укороченный второй маршрут «Вокзал – Дормаш», назвав его первым (сейчас первый трамвай имеет самый длинный маршрут: «Вокзал – Трамвайное кольцо МегаГРИНН»).

Наверное, именно тогда появилась легенда, что ровно в полночь от трамвайного кольца отправляется странный прозрачный вагон. В кабине вагоновожатого сидит человек в форме машиниста начала прошлого века – чёрная тужурка, серебряные пуговицы. Не стукнув не единым колесом на стыках, трамвай скользит по рельсам вниз к Московской, проходит Торговые ряды и, повернув направо, поднимается по давно уже пешеходной Ленинской. В пути он делает несколько остановок, и в него заходят странные призрачные фигуры. Это души тех, чей прах потревожен при сносе орловских кладбищ – еврейского (в районе железнодорожного вокзала), Георгиевского (ныне там расположился кинотеатр «Победа»), Борисоглебского (теперь – спецполиклиника МВД), Петропавловского (ныне там библиотека имени И. А. Бунина). Говорят, потерявшие покой души безуспешно ищут дорогу в мир живых…

Может случиться и так, что трамвай остановится перед вами. Ни в коем случае не садитесь! Слишком велика вероятность, что поездка окажется последней, а следующая остановка – конечной.

Как трамвай Гудериана подвёл

В своих «Воспоминаниях солдата» «танковый бог» генерал Гейнц Гудериан вспоминал: «Орёл русские преподнесли нам, как на блюдечке. Когда мы вошли в город, там ходили трамваи».

   
   

Первым делом генерал решил ехать на вокзал, где его ждал эшелон с новыми танками, на которых он собирался за пару дней добраться до Москвы (разведка донесла, что русских войск между Орлом и Москвой нет). Но его «Опель Хорьх» не смог проехать по узким орловским улицам, заваленным брошенным оборудованием с эвакуируемых заводов, и генерал решил воспользоваться трамваем, тем более что за время учёбы в Казанском танковом училище он хорошо узнал и Орёл. Чтобы не смущать жителей своим видом, Гудериан снял фуражку с чёрным имперским орлом на тулье и, забравшись в трамвай, приготовился ехать на вокзал.

И вот стоит себе генерал на задней площадке и вдруг слышит: «Граждане, берём билеты!» Оглянулся – рядом низенькая полная женщина с кожаной сумкой на плече. «Гражданин, берите билет!» – «Париж – брал, – усмехнулся генерал, неплохо знавший русский язык. – Прагу брал, Варшаву брал – билет не брал». Но орловские кондукторши не понимают юмора. «Освобождаем площадку!» – распорядилась женщина. И пришлось генералу добираться до вокзала пешком. А когда пришёл, выяснилось, что танковый эшелон успели направить на север, перепутав Орёл с Оршей. А наш «танковый бог» полковник Катуков успел перегруппироваться во Мценске и встретить там генерала. И не удалось немцу взять Москву.

Последний русский

Последний русский трамвай серии Ф был изготовлен ещё до первой мировой войны на Коломенском машиностроительном заводе. Почти век он служил орловцам, пока, наконец, в 1987 году его не списали на лом. Узнав об этом, ушлые американцы стали просить Михаила Горбачёва в порядке обмена научно–технической информацией отдать его в их Музей трамвайного дела. И вскоре трамвай своим ходом пошёл до Семинарки, погрузился на железнодорожную платформу, пересёк всю страну, затем Тихий океан и прибыл в Сан–Франциско, где в торжественной обстановке был передан мэру Дайэнне Файнскайн. После замены колёсных пар (американская колея уже нашей) трамвай стал исправно бегать по крутым горкам Сан–Франциско. И даже принял участие в съёмках фильма «Непобедимый» вместе с Шоном Коннери.

Что нашему трамваю американские горки по сравнению с горкой на Ленинской?

Конец орловского трамвая?

Сейчас, когда вдруг стали обсуждать возможность и чуть ли не необходимость избавиться от муниципального транспорта, в том числе и от трамваев, и открыто говорят о реконструкции, а фактически о сносе Красного моста, необходимо вспомнить о более чем вековом юбилее нашего трамвая и более чем полуторавековом юбилее Красного моста, сваи под который вбивали ещё в позапрошлом веке. В Орле немного сооружений с более крупным стажем.

Смотрите также: