Под Орлом сахаровары попали под пресс

   
   

Надзорная организация в суде обвиняет свеклопереработчиков в нанесении вреда почве более чем на 307 миллионов рублей. В случае взыскания этой суммы успешное развивающееся предприятие закроется, оставив за проходной около 500 работников. Свернутся социальные программы комбината по поддержке общественных организаций, спортивно–праздничных мероприятий, населения в трудной жизненной ситуации. Прекратится строительство объездной дороги вокруг с. п. Отрадинское. Потери бюджета при закрытии сахарокомбината только по НДФЛ составят более 20 миллионов рублей в год.

Жом преткновения

Россельхознадзор по Орловской и Курской областям вред видит в способе использования свекловичного жома сахароварами. Свеклопереработчик его запахивает в почву, а Управление Россельхознадзора запрещает это делать, уверяя, что жом наносит земле ущерб.

Для неискушённого читателя поясняю, что такое жом и как он получается. Сахарную свёклу, поступившую с полей, на заводе очищают от примесей, моют, а потом подают на свеклорезки. Свёкле придаётся вид стружки. Из неё в специальном аппарате извлекают сок, из которого потом производят сахар. А обессахаренная свекловичная стружка – это и есть жом.

Технология получения сахара, как видите, в чём–то похожа на получение сока в бытовой соковыжималке. Крестьянин, когда на своей кухне извлечёт сок из ягод и фруктов, как рачительный хозяин, выжатые остатки высыпет или сразу на огород, или в компостную кучу, чтобы внести в почву через какое–то время.

Благо Россельхознадзор по Орловской и Курской областям этот процесс не контролирует, иначе каждый домашний соковар был бы оштрафован за внесение в почву отходов. «Помилуйте, каких отходов?» – удивится каждый разумный человек. Ведь в плодовых выжимках масса витаминов, микроэлементов, а клетчатка способствует разрыхлению почвы.

   
   

Теперь скажите, чем принципиально фруктово–ягодные выжимки отличаются от свекловичного жома? В нём также содержатся клетчатка, органические вещества, микроэлементы. Ведь не случайно уже полвека жом в сельхозпроизводстве используется как удобрение и агромелиорант. Уж за такой срок использования можно было определить химическую нагрузку от внесения жома. Но она не определяется в виду отсутствия.

Это подтверждает Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. «Свекловичный жом не подлежит государственной регистрации в качестве агрохимиката, так как не представляет опасности как для сельскохозяйственных культур, так и для здоровья человека и окружающей среды… Проведение регистрационных испытаний, токсико–экологической экспертизы и государственной экологической экспертизы жома не требуется», – сказано в ответе федерального надзорного органа на обращение свеклопереработчиков.

Однако Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям вопреки позиции головной инстанции классифицирует жом исключительно как отход 5–го класса опасности (с отсутствием опасных свойств). Тем не менее, это противоречит определению отходов, данному в законодательстве, как остаткам сырья, материалов, а также продукции, утратившей свои потребительские свойства.

Разумно ли считать новый продукт, который получается при технологическом процессе производства сахара, остатками? Тем более жом не то что не теряет каких–то свойств, а напротив, приобретает свои структуру и состав.

В рамках обязательной сертификации по экологическим требованиям Минприроды РФ определён химический состав жома Отрадинского сахарокомбината как благоприятный. Сахаровары ещё в 2011 году получили «Экологический сертификат соответствия» с рекомендацией «использовать жом в качестве почвенного мелиоранта для пополнения органических веществ и улучшения структуры почвы, повышения её плодородия… разработать технологический регламент производства и технические условия на продукцию из жома…  и перевести жом свекловичный… из категории «Отходы» в категорию «Продукция».

Предприятие, будучи настоящим хозяином, обратилось в «Центр химизации и сельскохозяйственной радиологии «Орловский» с просьбой провести почвенный мониторинг земель, на которых осуществлялось внесение жома в качестве почвенного структуратора по разработанным ТУ. В соответствии с разработанными ТУ рекомендуется «вносить данный мелиорант в норме 300 т/га при равномерном распределении на площади поля с последующей заделкой в почву». Но Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям одно только слово твердит – отход, отход, отход, и считает ущерб.

В конце 2013 года в Минсельхозе РФ заслушивали заместителей руководителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям с докладом о ситуации, сложившейся в Орловской области по использованию свекловичного жома ЗАО «Сахарный комбинат Отрадинский».

Тема – «О соблюдении законодательства РФ при использовании свекловичного жома как побочного продукта сахарного производства в качестве удобрения и агромелиоранта». Протокол бесстрастно зафиксировал весьма знакомые рекомендации. Например, «признать, что жом свекловичный может использоваться… для обогащения почвы органическим веществом на землях сельхозназначения» или «исключение свекловичного жома из перечня отходов производства».

Однако Россельхознадзор по Орловской и Курской областям, словно ребёнок, у которого отнимают любимую игрушку, в боязни, что жом из отходов переквалифицируют в продукт, лихорадочно предъявляет отрадинским сахароварам новые иски.

Общая сумма сейчас составляет уже 479 миллионов рублей (307 млн рублей за участок площадью 3 га и 172 млн рублей за участок площадью 90 га), или 5,15 млн руб. за 1 га. Это при рыночной и кадастровой стоимости одного гектара земли сельхозназначения в регионе в пределах 30 тыс. рублей. То есть сумма «рассчитанного ущерба» превышает стоимость самой земли в 171 раз. По имеющейся информации, Управление готовит ещё один иск на 500 миллионов рублей.

Россельхознадзор по Орловской и Курской областям вопреки позиции Федерального Россельхознадзора, Минприроды до сегодняшнего дня вывоз свекловичного жом на поля для его последующего использования в качестве агроструктуратора рассматривает как нарушение. Выход из ситуации переработчикам предлагался только один – продавать жом на корм скоту – сырым или сухим, для чего нужно строить жомосушку.

Значит, при внесении жома, который, согласно позиции Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям, является отходом, земле наносится вред, словно в неё запахали не продукт растительного происхождения, а ядерные отходы. Тогда почему эти вредные отходы можно скармливать животным? Получается, что в качестве корма жом – это всё–таки продукт, а не отход?!

Надзорная кипучая

Россельхознадзор по Орловской и Курской областям иск в суд по участку в три гектара к отрадинским сахароварам предъявляет уже второй раз.

В феврале прошлого года Управление требовало с сахароваров 30 тысяч рублей. Спор дошёл до Федерального арбитражного суда Центрального округа. Правда осталась за свеклопереработчиками. То есть было установлено отсутствие вреда почвам от внесения жома на участке в три гектара.

Россельхознадзор по Орловской и Курской областям в прошлом году в судах постоянно проигрывал сахароварам по вопросам утилизации жома. В мае 2013 года Орловский областной суд отказал Управлению в привлечении к административной ответственности – штраф

30 тысяч рублей – сахарокомбината «Кшенский» Курской области за размещение жома на земельном участке с последующей запашкой. Надзорная инстанция не привела доказательств, подтверждающих порчу сельхозземли при внесении жома в плодородный слой.

В сентябре 2013 года Колпнянский районный суд Орловской области отказал Управлению о взыскании с сахарокомбината «Колпнянский» ущерба в 320 миллионов рублей. Причина та же – отсутствуют факты, подтверждающие опасность жома, вывезенного в поле.

В декабре 2013 года Мировой суд г. Мценска и Мценского района прекратил административное дело в отношении сахарокомбината «Отрадинский». Свеклопереработчикам предписывалось рекультивировать всё              тот же земельный участок в три гектара. Но суд справедливо пришёл к выводу, что раз не было установлено факта порчи земельного участка, в результате которого возникла бы потребность в рекультивации почвы, то и рекультивировать нечего.

Однако Управление продолжает кипучую деятельность по преследованию сахароваров, несмотря на то, что они раз за разом доказывают несостоятельность претензий в их адрес.

Сейчас надзорная инстанция требует в суде взыскать с сахарокомбината «Отрадинский» 307 200 000 рублей за якобы нанесённую порчу земельному участку в три гектара. Тому самому, по которому было отказано в штрафе в 30 000 рублей и рекультивации, потому что Россельхознадзор не доказал порчу почвы из–за размещения жома.

Протокол № 6

Согласно п. 31 ст. 61 Гражданско–процессуального кодекса в новом судебном разбирательстве обстоятельства, установленные вступившим в силу решением Арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено Арбитражным судом.

Но на практике Управление как раз оспаривает уже доказанное отсутствие вреда почвам. Для этого даже предоставляет недопустимые доказательства. Дело в том, что Россельхознадзор представил в суд вместо одного экспертного заключения другое.

На спорный участок у сахароваров имеется агрохимический паспорт, полученный до внесения жома, и заключение «Центра химизации и сельхозрадиологии «Орловский» об отсутствии превышения в свекловичном жоме уровня ПДК.

После внесения жома в почву как мелиоранта пробы с участка отбирали специалисты «Орловского референтного центра Россельхознадзора». Об этом 9 сентября прошлого года был составлен протокол испытаний за № 6, но организация на него заключение не стала делать.

Сахаровары за заключением обратились в научно–исследовательскую лабораторию «Мониторинг объектов окружающей среды» Курского госуниверситета. В нём указано, что ущерб почвам отсутствует, а по подвижному калию и фосфору наблюдается положительная тенденция в сторону улучшения состояния почвы.

Суд назначил документарную экспертизу по ранее взятым пробам. А Управление вместо этого представило в суд экспертное заключение подведомственного «Орловского референтного центра Россельхознадзора». Причём оно сделано не на основании протокола № 6, по которому никаких нарушений не выявлено, а на основании совсем других анализов. Не тянут ли эти действия на умышленный подлог? И можно ли с таким подходом решать судьбу товаропроизводителя?

Россельхознадзор против

Сахарокомбинат «Отрадинский» вплотную встроен не только в экономику, но и в социальную политику региона.

Отрадинское поселение Мценского района благодаря налогам сахарокомбината в местный бюджет обходится почти без вливаний из районного бюджета. А если лишить сельское поселение 20 миллионов НДФЛ в год, вмиг свернутся многочисленные проекты по улучшению жизни сельских жителей.

Кроме того, что средства сахарокомбината идут опосредованно, через налоги, на социальные программы, предприятие оказывает непосредственную помощь жителям и социальным организациям, советам ветеранов, домам культуры, спортивным организациям, детским объединениям, школам, детским садам, лечебным учреждениям, монастырям, храмам.

Как социально ответственное предприятие, отрадинский сахарокомбинат увеличивает размер оказываемой поддержки год от года. В 2012 году на благотворительную и спонсорскую помощь сахарокомбинат перечислил около 1,9 миллиона рублей. В 2013 году – уже более трёх миллионов рублей.

Кроме того, за счёт сахарокомбината в посёлке Отрадинский отремонтирована дорога, что обошлось почти в 9,5 млн рублей. Вложено собственных более

1,6 млн рублей в проект объездной дороги вокруг посёлка, чтобы вывести большегрузный транспорт за пределы жилой зоны и улучшить экологическую обстановку в районе.

12 февраля на всероссийском совещании в Минсельхозе в Москве сахарный подкомплекс назвали одним из немногих в АПК, справившимся с задачей импортозамещения. Для дальнейшего развития производства в прошлом году комбинат «Отрадинский» начал проектирование и строительство жомосушильного цеха стоимостью 300 млн рублей, который планируется запустить до конца 2014 года. В компании «Разгуляй», которой принадлежит сахарокомбинат «Отрадинский», свои планы привыкли выполнять в срок. Однако взыскание 307 миллионов рублей с компании по инициативе Россельхознадзора может привести к банкротству предприятия.

Смотрите также: