В числе регионов, где пройдут выборы, – Орловская и Липецкая области. На минувшей неделе избиратели и наблюдатели из соседних областных центров встретились в рамках круглого стола, чтобы обсудить насущные проблемы, поделиться опытом и определиться, чего ждать от предстоящего дня голосования.
Региональные особенности
– Если взять нашу Липецкую область, то когда мы провели недавний соцопрос, выяснилось, что подавляющее большинство жителей даже не знают, что в сентябре состоятся выборы, – рассказала Ирина Щурко, представитель липецких наблюдателей.
В соседнем регионе ситуация довольна схожа с нашей областью. Тамошнего губернатора, «главу администрации», последний раз избирали в 2002 году, однако у власти он держится до сих пор. И сейчас Олег Королёв, как выражается Щурко, «отсидевший уже четыре срока» (в кресле главы, разумеется), замахнулся на пятый.
В Орловской области ситуация несколько отличается. И прежде всего тем, что ни на четвёртый, ни на третий, ни даже на второй срок здесь никто не идёт. Напротив, ещё в феврале указом президента исполнять обязанности губернатора сюда был направлен питерский «варяг» Вадим Потомский, что поставило крест на возможной попытке прежнего главы региона Александра Козлова переизбраться. Таким образом, предстоящие выборы могли бы стать довольно интересными. Более того, принимать участие в них намеревались весьма весомые в регионе политические фигуры: экс–лидер орловских единороссов, бывший спикер облсовета Иван Мосякин, депутат облсовета и бизнесмен Виталий Рыбаков, небезызвестный бизнесмен с политической историей Сергей Исаков.
– Однако не прошло и пары недель с момента выдвижения, как двух кандидатов выдвинувшие их партии отзывают, а третий, не без подковёрных интриг, не является в облизбирком для регистрации, – говорит Вероника Каткова, правозащитница, представитель наблюдателей Орловской области.
По её мнению, речь здесь идёт о печальной практике превращения политической деятельности в бизнес, когда определённые партии или отдельные фигуры заключают выгодные для себя сделки. Напомним кстати, что тот же Рыбаков, например, выдвигался «Народной партией России», созданной Андреем Богдановым – лидером российских масонов (при его участии зарегистрировано полтора десятка партий). В федеральных СМИ проходила информация о том, что отзыв Рыбакова связан с договорённостью о преференциях на Орловщине для деловых партнёров Богданова.
Муниципальный фильтр
Характеризуя выборную кампанию в целом, Каткова выделила несколько основных моментов.
– Во–первых, сейчас мы видим применение уже использованной на примере экс–мэра Орла Сафьянова практики, когда человек, претендующий на должность, изначально назначается на неё в качестве временно исполняющего обязанности. Это даёт возможность ежедневно мелькать на телеэкране и в прессе ещё задолго до выборов. Во–вторых, и такого нет ни в одном регионе РФ, главный антагонист партии власти – КПРФ, в преддверии выборов сливается с ней в нежных объятиях. В–третьих, наличие технических кандидатов: их никто не знает, они, в сущности, не ведут никакой серьёзной агитации, а нужны лишь для создания видимости выборов. Ну и наконец – муниципальный фильтр, уже изначально ставящий всех претендентов в неравные условия. По сути, это инструмент отсеивания неугодных кандидатов, – говорит Каткова.
Подтверждая слова своей коллеги, Валерий Королёв, наблюдатель из Липецка, приводит пример из своего региона:
– У нас в области 49 политических партий. У каждой из них есть право выдвинуть своего кандидата. Но чтобы пройти муниципальный фильтр нужно собрать подписи депутатов, а каждый из них вправе отдать голос лишь за одного выдвиженца. Если подсчитать, то таких депутатов должно быть около 30 тысяч, а у нас сейчас порядка трёх тысяч, – говорит Королёв.
Журналист Владимир Панфилов высказал мнение о том, что, по сути, в контексте предстоящих выборов говорить о реальных кандидатах и вовсе глупо:
– Здесь все персоналии технические, просто в одном случае мы говорим о технических кандидатах, назначенных на уровне области, то в другом – на уровне руководства страны.
Пять лет выдержки
Несколько слов было сказано и о пресловутых участковых избиркомах (УИКах). Участники круглого стола выразили своё несогласие с вступившим в 2013 году в силу законом о порядке их формирования. По мнению наблюдателей, срок в пять лет создаёт условия для наполнения комиссии «нужными» той или иной политической силе людьми. Липецкие активисты рассказали, что год назад 40 независимых наблюдателей вошли в состав местных УИКов, однако почти сразу на них начали оказывать давление.
– «Свои» председатели увидели, что пришли люди, которые знают закон, права, и начали от них избавляться. Причём способы выбирали разные: от обычных просьб написать заявление о выходе до прессинга со стороны работодателей. Недавно мы выиграли суд по защите нашего активиста. Ему на работе влепили незаконный выговор за участие в деятельности УИКа. В итоге мы добились вынесения частного определения в адрес облизбиркома, – говорит Ирина Щурко.
В свою очередь член орловского облизбиркома Марина ИСКРА заверила собравшихся, что у нас в области таких случаев пока не было.
К чему пришли?
Впрочем, резюмируя итоги двухдневной дискуссии, депутаты, наблюдатели, общественные и гражданские активисты сошлись в едином мнении... ожидать каких–то серьёзных нарушений именно в день голосования уже не имеет смысла.
– Изменилась форма нарушений. Если раньше они происходили в день выборов, то теперь все необходимые манипуляции совершаются до него, – предположила Вероника Каткова, имея в виду процедуру регистрации кандидатов, в т. ч. прохождение муниципального фильтра.
Но самое главное, с чем согласилось абсолютное большинство участников круглого стола, это весьма грустный вывод о том, что, в сущности, настоящих выборов не будет ни в Орловской области, ни в Липецкой, ни где–либо ещё из оставшихся 28 регионов. Сам институт выборов на сегодняшний день не вписывается в генеральную линию российской вертикали власти. Хорошо это или плохо – решать избирателям. Но судя по тому, что, по данным независимых наблюдателей, в ЦФО реальная явка на 14 сентября прогнозируется на уровне 10%, многим людям в нашей стране голосовать стало просто неинтересно. Отсюда напрашивается двоякий вывод: либо избиратели не верят в институт выборов, либо не хотят участвовать в формировании власти. И оба этих варианта – весьма и весьма прискорбны.
Смотрите также:
- Владимир Слатинов: «У нас власть даже локальные выборы рассматривает как битву под Москвой» →
- Программа «ЕДИНОЙ РОССИИ» - народный документ →
- Кто и зачем стремится в ГосДуму? →