Наболело. Что скрывают орловские следователи?

   
   

Непривычно жёстко прошло заседание коллегии Следственного управления СК РФ по Орловской области. О положительном в работе практически не говорили. Лейтмотив всех выступлений был один: так, как сработало следствие в 2014 году,  работать нельзя.

«Мы видим наши пробелы»

Основной доклад руководителя регионального СУ Сергея Сазина был коротким, поскольку заседание задержалось на два часа. Главные тезисы шокировали.

– Несмотря на снижение общего количества зарегистрированных преступлений (11 684 в 2014 г. против 12 212 в 2013 г.), снизился процент их раскрываемости, составивший 48,3% (в 2013 г. – 56,2%). В сфере преступлений антикоррупционной направленности выявлено всего 19 против 149 в 2013 г., –

докладывал Сазин. – Значительно возросло (на 76,4%) количество отмен постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела прокурором (с 347 до 616). Рост – во всех следственных подразделениях. Складывающаяся ситуация свидетельствует об упущениях со стороны руководителей следственных отделов.

Существенно возросло по отношению к уровню позапрошлого года количество прекращённых уголовных дел – на 65,8%. Также увеличилось число отмен решений следователей о прекращении уголовных дел (почти на 30%). При этом 88,5% отмен принадлежит прокурорам, а не руководителям следствия. Причиной же таких решений «во всех случаях явилась неполнота проведённого расследования и недостаточная мотивированность принятых процессуальных решений». За что 31 сотрудник (из 120 имеющихся в наличии в СК) был привлечён к ответственности, в том числе материальной.

   
   

Закономерным завершением такого доклада была бы просьба об отставке. Но её не последовало.

В заключение Сазин заверил, что громкие дела вот–вот будут закончены – и по Социальному банку («идёт экспертиза»), и по Лесоторговой базе («ожидаем результатов экспертизы»), и по «Орловской Ниве», причём по последней в суд якобы пойдёт не только бизнесмен Будагов, но и «серьёзные бывшие долж­ностные лица».

«Покровительство и попустительство»

Прокурор области Иван Полуэктов тоже был краток.

– Не смотря на наличие положительной работы, хочу остановиться на том, что требует внимания, – начал он. И «остановился».

По заказным убийствам Уварова, Васина, Соболева виновные не установлены, хотя со времени совершения первого преступления прошло уже почти два года. Проверка работы Заводского следственного отдела показала, что прокуратуре не предоставили 82 отказных материала. «Есть что скрывать?», – спросил Полуэктов. И заговорил о бездействии и волоките по целому ряду уголовных дел, в результате чего 12 дел, в том числе коррупционных, были прекращены «за давностью». В итоге люди не только не были наказаны, но и получили право на реабилитацию! К слову, бюджет в прошлом году по этой строчке выплатил 8 млн рублей.

– Вопиющий факт волокиты – уголовное дело по похищению ружья у гражданина Алёхина в 2010 году, – привёл пример прокурор. –  Из него уже убито четыре человека. Но дело прекращено «за отсутствием события преступления». А причина – попустительство и покровительство руководителей отделов… Сколько ещё надо убить из этого ружья, чтобы дело, наконец, расследовали?

Возмущение прокурора вызвало и неоднократное прекращение дела, связанного с помощником мэра Орла г–ном Кашликовым, о чём не раз писал «АиФ–Орёл».

– Кашликов работал по подложным документам и незаконно получал повышенную зарплату. Но… Два года тянули, а факт хищения никто не расследовал, хотя дело – элементарное, за две недели можно закончить и направить в суд.

Не признал прокурор и эффективность борьбы орловского СК с коррупцией. В основном, в суд направляются дела по так называемой бытовой коррупции, а «акулы» остаются на свободе, урон от их деятельности не возмещён. «Складывается впечатление о безнаказанности и высоком покровительстве, а в результате страдают общественные интересы», – сделал вывод Полуэктов.

Боремся или говорим?

Своё мнение о работе СК высказал и губернатор:

– Безнаказанность порождает дальнейшее воровство. Есть дела, по которым у жителей Орловской области возникает вопрос: мы с коррупцией боремся или о ней только говорим? У нас украдено многомиллиард­ное предприятие «Орловская Нива», которое купили за 14,1 млн рублей, у нас осталась, грубо говоря, только вывеска от муниципальной «Базы строительных материалов»… В феврале у меня состоится встреча с руководством СК России, и я попрошу там уверить меня в том, что в первом квартале по ряду громких дел расследование будет завершено. И люди, которые позволили себе воровать у государства, у граждан, понесут за это наказание.

Смотрите также: