У этого человека много «лиц»: он – мастер спорта по боксу, заслуженный работник автомобильного транспорта РСФСР, обладатель 6 орденов и 18 медалей, экс–руководитель департамента строительной и жилищно–коммунальной политики. Но, пожалуй, в историю города Орла он вошёл как самый работоспособный мэр, который начинал трудовой день в 4:30 утра и заканчивал в 22:00.
Ему 75 лет, он вроде бы не у дел, но стену в рабочем кабинете украшает благодарность президента Путина от сентября прошлого года «за большой вклад в развитие Орловской области и города Орла». Гость нашей редакции – Ефим Вельковский.
Когда делят власть
Елена Годлевская, АиФ-Орёл : – Ефим Николаевич, вот у вас есть благодарность от Путина, рядышком висит благодарность от Федерации бобслея России за помощь в подготовке к XIX зимним Олимпийским играм в 2002 году и удостоверение Олимпийского комитета России «За заслуги в развитии олимпийского движения в России» от 25 октября прошлого года. А вы олимпийский огонь по Орлу несли?
– Нет, не нёс. Кто б мне его дал? У команды, которая ныне у власти, свои представления о заслуженных людях, и я, судя по всему, в их число не вхожу. Хотя, должен признаться, губернатор Козлов мне не раз предлагал работу в аппарате, да вот беда: он говорит, а решения принимает его зам – Гармаш. Может, оттого у нас в области и идёт всё кувырком.
– Два года назад вы участвовали в конкурсе на должность сити–менеджера, но проиграли Михаилу Берникову. Почему? Из–за возраста?
– Отнюдь. Тот же Гармаш мне сказал, что его, то есть Гармаша, не устраивает моя программа.
– А что конкретно?
– А вы думаете, он о ней что–то знал? Люди делили власть, город как был никому не нужен, так и теперь словно брошенный.
Знаете, я ведь неплохо отработал мэром (1997–2001 гг.). Горожане не дадут соврать: дороги были хорошие, ПАТП–1, муниципальное автотранспортное предприятие, было признано лучшим в России – коэффициент выхода автобусов был 86%, а сегодня – меньше 10%, ПАТП–3 вовсе уничтожили. Спецавтобаза была укреплена настолько, что завидовали все соседи. Всё профукали. А ведь у нас не было ни сегодняшних поистине чудовищных зарплат – я получал
29 тыс. рублей, ни автомобилей – на всю мэрию имелось три машины – две «Волги» да «семёрка». Зато теперь у городской власти – более полусотни машин, зарплаты – 2,5–4 млн в год, а муниципальные предприятия еле дышат.
– И всё же, какую оценку вы бы сегодня поставили власти по пятибалльной шкале?
– Минус ноль. Они просто отбывают время.
Главная беда
– А в чём, на ваш взгляд, главная беда?
– В отсутствии контроля за исполнением поручений, в непродуманной экономической политике. Что главное для городской власти? Уборка, водообеспечение, энергоснабжение, дороги. Возьмём любой вопрос – ту же энергетику. Вы знаете, что Орёл может в любой момент остаться без света и тепла? Потому что подстанции распродали, отдали в аренду, и никто не знает, где чьи, и как они работают.
В городе нет своей дорожной службы – отдали в аренду, субаренду, потому и дороги делает кто хочет и как хочет, а горожане только подвески менять успевают.
А сколько денег угробили на канализацию? Кто утверждал проект? Там масса контруклонов – ещё неизвестно, чем всё это обернётся в ближайшие годы. Слава богу, что здравоохранение забрали на региональный уровень… Дилетантов – врача и мелкого бизнесмена – поставили руководить городом, они набрали таких же – вот и имеем, что имеем.
Беда в том, что власти в городе нет. Придумали: мэр, сити–пити какой–то. То есть вся власть – у горсовета, но горсовет ни за что не отвечает. Глупость, да и только. В городе должно быть единоначалие.
Поживём в заложниках?
– Мэр Ступин предлагает внести изменения в Устав и вернуть прежний порядок формирования городской власти, где не будет сити–менеджера, а мэр будет главой исполнительной власти. Но процесс этот идёт ни шатко ни валко. И мы имеем, что имеем, а срок полномочий нынешней власти истекает только через год. Значит, ещё год Орёл в заложниках?
– Ну почему же… Здесь многое зависит и от губернатора. Захочет он поменять в городе власть – поменяет: достаточно предъявить претензии. Знаете, есть такие папочки с документами, которые откроешь, почитаешь и сразу поймёшь, что лучше уйти в досрочную отставку, чем давать показания следователю. А я так думаю, что такие папочки есть чуть не на каждого городского руководителя.
– Но губернатор не сегодня–завтра сам может сложить полномочия – в конце февраля истекает срок его контракта.
– Тем более. Новому руководителю области и карты в руки.
– Пару недель назад вы обратились в суд по поводу индексации добавки к пенсии, которую вы получаете как бывший замгубернатора. Зачем? Вам мало почти 60 тысяч?
– Этого более чем достаточно. Но я хочу привлечь внимание людей к проблеме. Не должны чиновники получать такую зарплату, которую они себе положили! А наша добавка зависит–то от неё, от их зарплаты.
– А ваше отношение к депутатским льготам?
– Это вообще ужас. Я по этому поводу написал обращение к Путину, предложил вообще не платить за депутатство что–либо, потому что это развращает. Дайте плюсом три дня к отпуску за депутатский труд, да один день в месяц для депутатской работы – этого достаточно.
Пока ответа не получил. Жду.
Смотрите также:
- Липчане высказались против присвоения Гулевскому звания «Народный мэр» →
- Бывшему главе Липецка хотят присвоить звание «Народный мэр» →
- Орёл приручат. «Перезагрузка» начнётся с отставки? →