В квартире газ. Газпром газораспределение Орёл рассказывает о безопасности

Газификация и догазификация идут в регионе полным ходом. Появилось много новых потребителей, поэтому безопасное обращение с газом в быту – тема как никогда актуальная. О том, чем чревата неисправность газового оборудования, почему нужно заключать договор на его техническое обслуживание и выполнение каких работ входит в ТО, корреспонденту «АиФ-Орёл» рассказал заместитель главного инженера компании «Газпром газораспределение Орёл» Сергей Белашов.

   
   

А вдруг звонят мошенники?

Корреспондент «АиФ-Орёл»: Абоненту позвонили в дверь или по телефону, представились газовиками и предупредили, что в назначенный день и час придут проводить проверку газового оборудования. Что в этой ситуации делать потребителю? А вдруг звонят мошенники? Нужно ли проводить техническое обслуживание оборудования? И как часто его проводят?

Сергей Белашов: Начнём с того, что газовики не ходят без приглашения. Если к вам постучались в дверь неожиданно и представились газовой службой, есть повод усомниться.

Сотрудники газораспределительных организаций проводят работы по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования с предварительным согласованием даты и времени выхода, как правило, публикуют в открытом доступе поадресный план-график соответствующих работ.

Наши сотрудники всегда одеты в спецодежду с символикой компании и, перед тем как приступить к выполнению работ, предъявляют служебное удостоверение.

Убедитесь, что удостоверение принадлежит именно этому сотруднику, посмотрите на фотографию, обратите внимание на срок действия документа и наличие синей печати организации.

 – Сергей Михайлович, выполнение каких работ подразумевает договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового или внутриквартирного газового оборудования? Зачем нужен такой договор и как часто его заключают?

   
   

– Это один из актуальных вопросов, на которые мне порой приходится отвечать по нескольку раз в день. Думаю, всем понятно, что в случае неисправности газового оборудования, несоблюдения элементарных правил пользования газом в быту могут возникнуть аварийные ситуации, которые приведут к пожарам, взрывам, отравлению угарным газом, другим неприятным инцидентам.

Техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования осуществляются на основании договора о техническом обслуживании, который должен заключить владелец.

Сотрудники «Газпром газорас­пределение Орёл» ежегодно проводят плановое техническое обслуживание газового оборудования потребителей. Например, в 2023 году мы проверим оборудование у 263 тысяч абонентов (это 134 тысячи квартир и 129 тысяч домовладений в г. Орле и районах Орловской области), а в 2022-м проверили оборудование в 205 тысячах квартир и частных домов. Такие плановые проверки позволяют вовремя выявить и устранить неполадки и избежать серьёзных аварийных ситуаций. Также в 2022 году по результатам технического обслуживания ВДГО/ВКГО была произведена замена силами АО «Газпром газораспределение Орёл» 943 единиц оборудования, это котлы отопительные – 440, водонагреватели проточные газовые – 153 и газовые плиты – 350.

План-график технического обслуживания газового оборудования публикуется на официальном сайте АО «Газпром газораспределение Орёл» https://www.gro57.ru, раздел УСЛУГИ И ЦЕНЫ – ТО ВДГО/ВКГО – Графики технического обслуживания ВДГО, ВКГО. Кроме этого, график проверок направляется в управляющие компании и уполномоченным представителям жильцов много­квартирного жилого дома.

Кто следит за оборудованием?

 – На какой срок заключается договор технического обслуживания?

– Не менее трёх лет. При этом техническое обслуживание в рамках договора должно проводиться не реже одного раза в год.

При выполнении работ газовики оценивают техническое состояние оборудования, определяют необходимость его замены или ремонта, проверяют герметичность соединений, тягу в дымовых и вентиляционных каналах, напоминают о правилах пользования газом.

Если специалисты находят утечку, устраняют её. Если оборудование работает со сбоем или оно неисправно, специалисты предупреждают об этом собственника, выдают соответствующие рекомендации на замену оборудования или его ремонт.

Собственник вправе приобрести комплектующие или само оборудование в любом месте, но для замены и ремонта пригласить специалистов обслуживающей организации. Ни в коем случае нельзя допускать самостоятельной установки, ремонта, замены и перестановки газового оборудования, вмешательства в его работу.

В соответствии с требованиями действующего законодательства каждый абонент должен заключить договор на техобслуживание газового оборудования с газораспределительной организацией и предоставить доступ специалистам для проведения плановой проверки. В случае отсутствия такого договора или неоднократного отказа в допуске к проверке оборудования абоненту может грозить приостановка подачи газа и административный штраф.

 – А если я не хочу заключать договор именно с вашей компанией, могу ли заключить его с какой-то другой?

– Да. Постановлением правительства с сентября 2017 года допускается проведение технического обслуживания сторонними организациями, но они должны быть специализированными, иметь разрешение на этот вид деятельности, свою аварийно-диспетчерскую службу, либо должны заключить договор на аварийно-диспетчерское обслуживание с газораспределительной организацией, как наша – «Газпром газораспределение Орёл».

И имейте в виду: если потом произойдёт утечка газа, мы, конечно, её устраним. Но для выполнения ремонтных работ вам придётся обращаться к той организации, с которой заключён договор на техобслуживание.

 – Как и где заключается договор и каким образом производится оплата?

– Вам нужно с паспортом обратиться в службу «Единое окно» (она находится на Наугорском шоссе, 17). Также вы можете оставить заявку на нашем сайте, наш специалист с вами свяжется. Мы подготовим договор и приедем к вам домой, проведём техобслуживание. Оплата работ производится тремя видами: предоплата, оплата по выданной квитанции через кассу Сбербанка либо оплата слесарю (он выпишет вам квитанцию).

Чтобы сократить время, газовики просят абонентов минимизировать визиты в абонентские службы и активнее использовать дистанционные сервисы.

Большую часть вопросов теперь можно решить удалённо, без посещения офисов.

Вся контактная информация с указанием телефонов и адресов электронной почты размещена в специальных разделах на сайтах организаций.

Так, заявки на газификацию, на ремонт и техническое обслуживание газового оборудования, установку или замену газовых счётчиков, на оказание других услуг можно подать через «Личный кабинет» абонента (https://мойгаз.смородина.онлайн/). В «Личном кабинете» также есть возможность сформировать и оплатить квитанцию, передать показания прибора учёта газа, получить информацию о взаиморасчётах, установленном оборудовании, договорах, актах выполненных работ.

На сайте поставщика газа (https://www.gazprom-mrg57.ru) можно передать показания приборов учёта, а также получить ответы на интересующие вопросы, заполнив форму обратной связи.

Ликбез про безопасность

 – Ну и краткий ликбез – можно ли проверить плиту на исправность самому, методика действий при запахе газа, что делать, если я понял, что мошенники у меня что-то поменяли, и я теперь не уверен в исправности.

 – Действительно, правила безопасной эксплуатации газовых приборов нелишне будет напомнить:

  • нельзя допускать самостоятельной установки, ремонта, замены и перестановки газового оборудования, вмешательства в его работу;
  • необходимо проверять тягу в дымоходе и вентиляционном канале перед включением и во время работы приборов с отводом продуктов сгорания: углекислого газа, угарного газа, сажи и др. При отсутствии тяги в дымоходе категорически запрещается пользоваться газовыми приборами.

Проверить тягу самостоятельно можно с помощью тонкого листка бумаги: приложите его к вентиляционной решетке, если бумага притягивается, значит, тяга есть.

Если вы почувствовали запах газа:

  • перекройте газовый кран, откройте окна;
  • не включайте и не выключайте электроосвещение и электроприборы;
  • не зажигайте огонь, не курите;
  • покиньте помещение и перейдите в безопасное место;
  • позвоните 04, с мобильного телефона 112.

 – Отдельная тема – вент­каналы. Если жильцы дома обнаружили, что дымовые и вентиляционные каналы не­исправны – обращаться тоже к газовикам?

 – В правилах пользования газом есть целый раздел, посвящённый дымовым и вентиляционным каналам, где чётко прописана ответственность за них и периодичность обслуживания: дымовых каналов – три раза в год, вентиляционных – два.

 – Кто же отвечает за ремонт, обслуживание, проверку работоспособности этих каналов?

 – Если это многоквартирный жилой дом – управляющая компания. Если домовладение – хозяин дома. Он должен обращаться напрямую к специализированным организациям. Я рекомендую выбирать проверенные, которые работают на этом рынке уже десятки лет.