Вперёд рогами. Есть ли будущее у орловского троллейбуса?

На прошлой неделе депутаты Орловского горсовета решили выделить «МУП ТТП» очередной транш в 52 миллиона рублей. Эти деньги пойдут… нет, не на развитие. На погашение кредиторской задолженности, для разблокировки счетов и недопущения банкротства.

   
   

То есть тонущему предприятию опять бросят спасательный круг. А вот удастся ли с его помощью доплыть до спасительного берега?

Взлёты и падения

История орловского электротранспорта знала и взлёты, и падения. Трамвайное движение в городе открыли ещё в 1898 году, троллейбусное — в 1968-м. До перестройки маршрутная сеть постоянно расширялась. Но в 1990-х положение ТТП ухудшилось, в начале 2000-х оно обанкротилось. В это время его возглавил Александр Коровин, который совершил немыслимое – за два года предприятие рассчиталось с долгами. Полностью заменили рельсы и изношенные участки контактной сети. Обновили парк, и в 2009-м Орловское ТТП даже стало лучшим в России.

Но в 2019-м Коровин объявил, что уходит — потому что устал бороться. Успешное предприятие опять оказалось на грани выживания, долг за энергию достиг 60 млн руб., а реальной поддержки от власти не было.

«Мы раньше гордились тем, что работаем в ТТП, — рассказал бывший работник предприятия Алексей Исаев. — И вагоны были новые, и опоры ремонтировали, и опытных водителей растили. А потом становилось всё хуже и хуже».

Вопрос ребром

Спасти орловский электротранспорт пытаются уже давно. Два года назад тогдашний прокурор Орловской области Владислав Малкин ставил вопрос ребром.

«Внесено представление губернатору области, он проинформирован, что возможно намеренное банкротство, — заявлял Малкин. — Мы видим вмешательство в деятельность ТТП, необоснованное сокращение трудового коллектива, дестабилизацию деятельности предприятия, которое находится в сложной финансовой ситуации».

   
   

Сотрудники ТТП били во все колокола о том, что положение критическое, подвижной состав в упадке, рабочие сидят в резерве, а троллейбусы и вовсе могут исчезнуть с улиц. В октябре 2022 года о проблемах говорили с самой высокой трибуны — в Госдуме выступила водитель троллейбуса Оксана Евдокимова.

«В Орле творится безобразие, — заявила она. — Подвижной состав старый, контактная сеть изношена на 70%. Мы неоднократно обращались к власти с вопросом: зачем вы хотите разрушить наше предприятие?».

Видимо, чтобы доказать обратное, ему стали перечислять средства из городского и областного бюджетов. Только в 2022 году выделили 208 миллионов рублей, в 2023-м двумя траншами — ещё 210 миллионов.

«Средства направят на погашение налоговой задолженности, за лизинг и электроэнергию, — сообщал заммэра Орла Алексей Степанов. — Это позволит предприятию работать до конца первого квартала 2024 года».

Кто на новенького?

10 января стало известно, что новым директором ТТП станет Игорь Косолапов. Раньше он работал в банковской сфере. Выбор в пользу финансиста может быть связан с тем, что область направила в Минтранс заявку на обновление подвижного состава, при позитивном исходе регион может получить федеральный грант.

«Он уже владеет и апеллирует цифрами, погрузился в основные проблемы, старается их решать, — отрекомендовал руководителя спикер горсовета Василий Новиков. — Игорь Николаевич обеспокоен ситуацией с заблокированными счетами, с возвратом платежей за лизинг, долгами предприятия по топливу».

Игорь Косолапов уже поделился своими планами. Например, проведут инвентаризацию контактных опор. По мнению директора, это позволит привлечь средства за счёт рекламы на этих опорах. Понятно, что одной рекламой положение не спасти. Сможет ли новый руководитель вывести ТТП из крутого пике — покажет время.

Справка

По данным на конец 2023 года, сейчас на балансе ТТП 80 трамваев, 41 из которых требует ремонта. Ещё десять вагонов — спецтехника, так что на линию могут выходить только 29. Из 39 троллейбусов работоспособны лишь 19, шесть требуют капремонта, ещё 12 — ремонта кузова.