Миссия выполнима. Как сделать электроснабжение отлаженным и безупречным

В зоне ответственности Курских электрических сетей более 4000 км сетей и 1500 подстанций. © / Предоставлено рекламодателем

Мы давно привыкли жить в окружении всевозможных приборов, делающих жизнь удобнее и комфортнее, и обычно никто не задумывается, что вся эта «цивилизация» напрямую зависит от наличия электроэнергии.

   
   

В областном центре и ещё в 11 муниципальных образованиях региона за электроснабжение отвечает АО «Курские электрические сети». 4 октября – день основания предприятия. В 1963 году в соответствии с Приказом Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР № 105/а была образована «на самостоятельном балансе Курская городская электрическая сеть с местонахождением в г. Курске».

По строгому регламенту

Фото: Предоставлено рекламодателем

И тогда, и сейчас главная миссия – обеспечение надёжности, бесперебойности и качества электроснабжения. Но если 57 лет назад специалисты предприятия обслуживали чуть более 700 км сетей, то сейчас их общая протяжённость – более четырёх тысяч. Это как от Курска до Новосибирска или до Мадрида. Сейчас курские электросети – это более 600 сотрудников, в зоне профессиональной ответственности которых полторы тысячи подстанций. Куряне уже забыли, что ещё лет 20 назад нормой были и аварии, и так называемые «веерные отключения». Износ оборудования был критическим, вполне реально шла речь о непрерывном обеспечении электроэнергией не всего города, а жизненно важных объектов. Сейчас всё это в далёком прошлом. Предприятие целенаправленно инвестирует в модернизацию. За 10 лет износ сетей удалось сократить до 56%. А он доходил до 90% в некоторых муниципальных образованиях. Команда КЭС проводит колоссальную работу по реконструкции, модернизации и новому строительству электрических сетей Курска и области.

«На сегодняшний момент самый большой перерыв в электроснабжении, который у нас допускается, – это не более двух часов. В течение этого времени мы должны подать электроэнергию потребителю, – говорит генеральный директор АО «Курские электрические сети» Владимир Кривов. – Раньше допускались перерывы до четырёх-пяти часов. Сейчас и регламент более строгий, и более высокие требования к специалистам, которые круглосуточно дежурят для устранения возможных нарушений».

Фото: Предоставлено рекламодателем

Говоря с Владимиром Викторовичем об электросетях, невольно обращаешь внимание, что он считает их, по сути, живым организмом. И обсуждая технические детали, обязательно говорит о людях.

«Главный наш капитал – люди. За каждым железом, даже за искусственным интеллектом, стоит человек, который его создаёт, обслуживает, – рассуждает он. – Да, мы делаем ставку на цифровизацию. Например, релейные защиты уже не механические, а электронные, время срабатывания – миллисекунды. Не десятые доли секунды, а ещё быстрее. Всё программируется. Теперь можно с рабочего места релейщика спокойно подключиться к какому-то устройству, отследить и установить любые параметры. Да, мы многое автоматизируем, но обслуживание сетей без людей невозможно, потому что есть плановые ремонты, предупредительные, реконструкции. Можно отключить любую подстанцию дистанционно, но чтобы устранить дефект, требуется дежурная бригада, нужно узнать причину: разобрать, заземлить – это уже человеческий фактор и профессионализм».

Умные технологии

В Курских электросетях заметна нацеленность на новые технологии. Практически всё, что появляется на рынке, тут же апробируется на предприятии. Ведётся работа с «умными» счётчиками, с электронным интеллектом. Потребители, пользующиеся такими приборами, благодаря сервису «Личный кабинет» смогут в любой момент увидеть, сколько энергии потрачено. Такие приборы учёта сегодня успешно работают не только в Курске, но и в районных центрах. «Умные» счётчики помогают избегать потерь энергии, в том числе в результате банального воровства со стороны недобросовестных потребителей.

   
   
 

Количество техники в обиходе растёт, увеличивается зависимость от источников электроснабжения. Это сто лет назад действовало ограничение: одна «лампочка Ильича» на семью. С потребностью курян справлялись три паровых машины электростанции на Нижней набережной, вырабатывая по 120 кВт. Сейчас общая мощность подстанций КЭС в 1000 раз больше. Но запросы растут ежегодно. Нужны новые сети, трансформаторные подстанции, чтобы электричество не «моргало» и не «мигало». Предприятие работает по перспективному плану развития и доказывает, что без новой инфраструктуры невозможно развиваться дальше.  

Невозможно развиваться без постоянного повышения квалификации. Учебные центры, лаборатории – за партами и у стендов занимаются все, вне зависимости от стажа и опыта. В норме практика, когда обслуживающие сложное оборудование сотрудники обязательно посещают завод-изготовитель и имеют возможность обратной связи с теми, кто это оборудование делает.

Для большинства людей профессия электрика ассоциируется со столбами, кусачками, изолентой... И хотя никто не отменял подобных инструментов, сегодня арсенал электрика гораздо сложнее.

Личный пример – лучшая мотивация

Работа в Курских электрических сетях среди профессионалов ценится. Коллектив сильный, стабильный. 67 человек работают здесь уже более 25 лет и имеют почётные звания «Ветеран труда предприятия». Гордятся в КЭС трудовыми династиями из нескольких поколений.

«Я работаю дежурным диспетчером электросетей, непосредственно руковожу электроснабжением города Курска, – говорит Виктор Минайлов. – В зоне моей ответственности – бесперебойность и качество электроснабжения города. Свою трудовую деятельность на предприятии начинал в 1994 году, после окончания политехнического института. Приняли меня на работу простым монтёром. Это не испугало и не остановило. Поработал монтёром, затем повысили до мастера, сейчас в оперативно-диспетчерской службе. Разные случаются ситуации, не всегда можно действовать по шаблону. Бывает, решаешь своеобразные головоломки. Работа интересная, ответственная. Моим сыновьям, не задумываясь, посоветовал пойти в электросети».

Отвечая на вопрос о мотивации для сыновей, Виктор Владимирович улыбается: «Да какая там мотивация! Личный пример. Они видят, что меня заметили, повысили. Я посоветовал, но решение принимали они сами. На примере сына Александра могу сказать, что он начинал с третьей группы по технике безопасности и соответственной оплаты. В течение полутора лет сдал на 4-ю группу, ему повысили уровень. Есть к чему стремиться, и наше предприятие это поощряет. Добросовестно работаешь, повышаешь знания – значит, растёшь».

Фото: Предоставлено рекламодателем

Другой сын – Алексей – начинал электромонтёром, обходчиком в сетях Железнодорожного округа.

«Проработал полтора года, показал свои возможности, получил повышение, – говорит Алексей Минайлов. – Сейчас я инспектор по охране труда и технике безопасности. Удалось себя реализовать».

Про трудовую династию Минайловых можно рассказывать долго. Алексей сейчас пришёл на место, где когда-то работал его дед, который и посоветовал своему сыну – отцу Алексея – пойти в Курские электросети. Получается – уже три поколения. На предприятии это не редкость и очень приветствуется. Если ты показываешь успехи, и твои дети идут по тому же пути, династии поощряются.

К будущим сотрудникам присматриваются со студенческой скамьи и активно сотрудничают с ЮЗГУ. И ветеранов предприятия не забывают, хотя заботу не афишируют. Да и многое в своей работе Курские электросети не выносят напоказ. Это кредо – быть незаметными.

«Хотелось бы, чтобы наше предприятие вспоминали только в профессиональный праздник, – завершаем разговор с Владимиром Кривовым в современной диспетчерской, где в режиме 24/7 следят за электроснабжением городов и посёлков. – А в будни, когда всё работает стабильно, потребители получают надёжную услугу хорошего качества, пусть нас не замечают. Это лучший показатель нашей работы».