Сохраняя зеленое наследие. Дмитрий Налдеев – о развитии лесной отрасли

Сергей Доровских / Фото автора

Если посмотреть на карту Тамбовщины, она окрашена зелёным только местами и всего примерно на десять процентов. Это значит, что лес наш имеет особое значение, его не так много, как во многих других областях, и он нуждается в заботе и охране.

   
   

Лесной доктор

О том, какие особенности именно у наших лесов, и что делается для их сохранения и приумножения, мы побеседовали с врио начальника управления лесами области Дмитрием Налдеевым.

упр лесами 2 Фото: Фото автора/ Сергей Доровских

Дмитрий Фёдорович – человек молодой, активный. Он встречает нас в кабинете после совещания, параллельно успевая решать много вопросов, отвечать на звонки, подписывать документы. И признаётся, что хозяйственно-административная работа для него – направление ответственное и новое. Дмитрий Налдеев пришёл работать в областное управление лесами в 2018 году – тогда же он стал полуфиналистом конкурса «Лидеры Тамбовщины». Но для лесной сферы его никак нельзя назвать новым человеком.

– По профессии я – инженер лесного хозяйства со специализацией лесопатолог, – рассказывает он. – Окончил в 2006 году Московский государственный университет леса: учился у людей, которые заложили систему защиты леса в нашей стране, среди моих педагогов была выдающийся учёный Екатерина Григорьевна Мозолевская.

Начинал карьеру в лесопатологической экспедиции и с партиями объехал Урал, Дальний Восток, познав всю романтику и сложность этой работы, а главное – накопив большой практический опыт.

«Затем создал семью, сейчас у меня трое сыновей. С супругой решили выбрать место, где можно жить уже осёдло, и остановились на Тамбовской области, – рассказывает Дмитрий Налдеев. – Так с 2013 года я начал работать в региональном филиале «Российского центра защиты леса». И здесь пригодились мои экспедиционные привычки. Я много прошёл пешком, занимаясь вопросами защиты леса от вредителей. В каждом регионе в зависимости от способов ведения лесного хозяйства есть свои особенности. На Тамбовщине сохранён прекрасный реликтовый цнинский лесной массив, имеющий богатую историю и высокую ценность. Благодаря работе тружеников леса он находится в прекрасном состоянии».

Заготовка леса – не главное

В разговоре мы касаемся одного из самых распространённых мифов, будто бы работники леса – это крепкие мужи с бензопилами, цель которых – заработать, оставив вместо красивых могучих сосен одни пеньки. Развеять этот стереотип трудно, хотя он и в корне ошибочен.

   
   

«Заготовка леса – это не основа и даже не главный результат работы лесного хозяйства, а только один из необходимых этапов, – рассказывает Дмитрий Фёдорович. – В основу классического лесоводства положены два принципа – рубка леса и его воспроизводство. Лес – это живая структура, которая сотни лет существует и развивается совместно с человеком и сегодня полностью от него зависит. Все проводимые рубки в Тамбовской области направлены исключительно на наведение порядка и рациональное лесопользование. Лес должен оставаться объектом хозяйствования – в разумных пределах, которые обосновывают специалисты».

Лесная нива ничем не похожа на сельскохозяйственную, где поспевшую пшеницу в один момент убирают с полей. Конечно, лесхозам даётся государственное задание, например, в нашей области на этот год – заготовить 350 тысяч кубометров древесины, и они его выполняют.

«Это удаётся сделать за счёт рубок ухода и санитарных рубок. В области созданы 24 цеха, которые добиваются высоких результатов по переработке мелкотоварной древесины. Она идёт, например, на производство тарной доски, – рассказывает Дмитрий Налдеев. – Можно привести в пример Уваровский лесхоз, который достиг уровня 80-процентной переработки заготовленной древесины. Или другой пример – Серповской лесхоз. Хотя и самый большой по площади в нашей области, он мало берёт из лесного фонда, а в разы больше вкладывает в лесовосстановление. Или Шехманский лесхоз, который добивается высоких результатов благодаря эффективной работе питомника».

Помнят царские времена

У любого дерева, как и у плода, есть срок, когда оно «поспевает». Но в нашей области спелые деревья не идут под спил, их функция другая – защитная. Они – наши лёгкие, но и не только. Если проехать из областного центра вдоль Рассказовского шоссе, можно увидеть прекрасные сосны XIX века. Их называют Киселёвскими посадками по фамилии графа, который в царские времена возглавлял лесное министерство и организовал масштабную работу по посадке сосны обыкновенной. Возраст спелости у сосны – сто лет. Сейчас нашим деревьям почти 170 лет, их можно назвать патриархами, помнящими эпоху Российской империи.

«И мы будем прикладывать максимум усилий, чтобы они жили как можно дольше, – говорит Дмитрий Налдеев. – Мало кто знает, но наша область – единственная в Черноземье, где удалось сохранить объекты единого генетико-селекционного комплекса. Есть уникальные лесосеменные плантации как сосны, так и дуба. Воронежский научно-исследовательский институт генетики и селекции каждый год приезжает к нам, проводит большую научную работу. В итоге получаем семенной материал с улучшенными наследственными свойствами».

Киселёвские посадки – это как раз эталонные насаждения, памятник природы. Высота сосен – 37-38 метров. С них берётся генетический материал, который прививают на молодые ветки. И так сохраняется генофонд.

Лесник – звучит гордо!

Фото: Фото автора/ Сергей Доровских

Когда с Дмитрием Фёдоровичем начинаем говорить о проблемах, то в первую очередь касаемся кадров. Мы не раз писали о наших поездках в лесхозы, где руководители также поднимают эту тему, отмечая: идут ремонт, обновление, поступает современная техника, есть хорошая поддержка со стороны государства, обновление за счёт средств нацпроекта «Экология»… Но кто станет работать завтра, будет ли смена?

«Когда я поступал в университет, нас было 32 студента, выпускалось только 16, а затем только трое стали работать в лесном хозяйстве, – рассказывает собеседник. – Возможно, кто-то не захотел трудностей, испугался небольшой на начальном этапе зарплаты. Но я точно знаю – многие, попробовав себя в других сферах, в итоге эмоционально выгорели и даже завидуют тем, кто всё же выдержал, не сломался и добился результатов. Поэтому я хочу призвать ребят, выбирающих работу в лесу», – будьте смелее, и всё обязательно получится.

Со стороны руководства нашей области сегодня делается многое, чтобы повысить престиж лесных профессий. Постоянно проводятся конкурсы профмастерства и другие мероприятия, направленные на поощрение лучших. А главное – растёт зарплата. Если только год назад говорили, что в лесной сфере региона она должна быть не менее 30 тысяч, то теперь она – на уровне 33-34 тысяч и скоро должна взять новую планку и продолжить рост.

Акция «Сохраним лес» по традиции ежегодно объединяет всех защитников природы. Фото: Фото автора/ Сергей Доровских

«Но кадры – это главное. И в этом есть позитивные изменения, – отмечает Дмитрий Фёдорович. – Например, в начале «нулевых» годов пришлось присоединить Степной лесхоз к Челнавскому, хотя территориально они далеко друг от друга. Причина – нехватка людей. А недавно Степной лесхоз возрождён, создана команда из 15 работников, уже восстановили цех. Самое главное же, что должно быть – это уважение к труду лесных работников, который кропотлив, требует полной самоотдачи, но на первый взгляд не так заметен. А ведь именно от него зависит будущее наших лесов!»

Впереди предстоит много работы, и накануне Нового 2022 года хочется пожелать коллегам и всем жителям области здоровья, достатка, гармонии и внутреннего развития, уверенности в завтрашнем дне!