О том, насколько популярны сокровищницы культуры у современных воронежцев, как прийти к высокому искусству и с какими проблемами сталкиваются музейные работники, нам рассказал Владимир ДОБРОМИРОВ, заслуженный деятель искусств Воронежской области, директор Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского.
Музеи вошли в моду
- Владимир Дмитриевич, насколько сейчас в Воронеже востребованы музеи?
- Мне кажется, что сейчас музеи востребованы даже больше, чем раньше. Если когда-то создавалась видимость активности - посещения принудительного свойства среди школьников, например, то теперь, как я наблюдаю, люди идут в музей по собственному наитию, хотят увидеть ту или иную выставку. Стало модным приобщаться к культурным, духовным сведениям. Возникло много частных художественных галерей, художественное искусство рекламируют, информации стало больше.
- А кто он - сегодняшний посетитель музея?
- Он разный. Но всё-таки преобладает молодёжь. В дни бесплатных посещений народный поток доходит до четырёх тысяч человек в день. Проблема в том, что мы не можем сразу всех впустить: проходит столько человек, за сколькими смогут уследить смотрители.
- Бывают случаи, когда портят экспонаты?
- Всякое бывает. Пытаются, например, пройти с пивом, мороженым… Жвачку лепят… а ведь её потом так трудно счищать! Не все знакомы с правилами посещения музея: предметы экспозиции нельзя трогать руками, фотографировать со вспышкой. Экспонаты не любят резких колебаний температурно-влажностного режима в залах. Есть такая шутка, что худший враг музейного работника - это посетитель, потому что он может попортить экспонат. Но, конечно, мы работаем именно для того, чтобы знакомить народ с теми сокровищами, которые были накоплены в нашей области предшествующими поколениями.
Научиться видеть
- Как неподготовленному человеку прийти к искусству, понять его?
- Прежде всего, нужно просто прийти в музей. Как мы приучаемся к чтению? Поэтапно, ведь невозможно сразу открыть Достоевского. Непременно нужно пройти через более простые сюжеты - начинать с детских сказок, а по мере взросления усложнять круг чтения. Никогда не надо заставлять человека прочесть какую-либо книгу. Пусть читает хоть детективы, лишь бы читал! Он от них придёт к более высокой литературе. Так же и с искусством. Сначала человек смотрит на те вещи, которые доступны для его восприятия. Если это его тронет и заинтересует, то он пойдёт дальше. Я и свою работу начинал с таких вещей, от которых потом отошёл. Это всё эволюция. Глаз тренируется. Главное, начать чем-то интересоваться. У меня недавно спросил один человек: «У моего сына жена из деревни, просто так она в музей не пойдёт, а вот на восковые фигуры бы сходила. Почему вы не проводите таких выставок?» Мы этого не делаем, потому что это не способствует культурному воспитанию.
- А как вы пришли в искусство?
- Самостоятельно я стал ходить в музей с 70-х годов. Потом мне захотелось заняться изучением философии творчества. Какое-то время я проработал ассистентом кафедры в пединституте, а потом попросился на работу в музей. В 90-х годах я работал в фирме, которая занималась организацией выставок за границей, был одним из первых, кто популяризировал отечественное изобразительное искусство за рубежом. Мы сделали три выставки в Германии и две - в Норвегии. По тем временам это было сопряжено с риском для жизни - совершенно разбойничий рэкет на дорогах, к тому же, нужно было преодолеть коррумпированные границы. Везде ждали свои сюрпризы. Когда мы начали заниматься этой работой, то думали, что запад - это заповедник духовности, и стоит только предложить им нечто стоящее, как они тут же пойдут навстречу. Но оказалось всё совсем не так. Однажды мы сделали выставку в Германии, а когда спустя оговорённый срок вернулись за ней, то не нашли галереи. Человек просто переехал, никого не поставив в известность, и забрал с собой картины. Тогда я понял, что это не заповедник духовности, а жёсткий бизнес.
Шедевр или прикол?
- Сейчас постоянная экспозиция музея пополняется интересными экспонатами?
- Недавно нам подарили коллекцию фарфора начала 60-х годов Натальи Бессарабовой, известной художницы-декоратора, автора живописных и графических произведений. Её главная заслуга - развитие угасшего было гжельского промысла. То, что нам дарят произведения, означает, что люди нам доверяют. Раньше бытовало мнение, что если есть деньги, то можно купить любую коллекцию. Но это неправда. Вещи никогда просто так не передаются. Бывает, музею дарят вещи, которые можно очень дорого продать. Но люди понимают, что музей таких денег заплатить не сможет, а им очень хочется, чтобы память о произведении или о самом дарителе вошла в историю.
- Современное искусство у вас выставляется?
- Конечно. Оно отражает время, в котором мы живём сегодня, сосредотачивает в себе болевые точки нашей жизни. Поэтому нам оно интересно. Сама тема современного искусства мне близка. Но я всегда различаю искусство прикола, т.е. искусство как шоу, направленное на привлечение зевак, и серьёзное, проблемное искусство. Первое я совершенно не приемлю. Задача современного художника - противостоять натиску расхожего китча.
- С какими проблемами сегодня сталкивается музей?
- Нам хотелось бы большей активности от зрителя. У нас существует так называемая книга предложений, но не все охотно её заполняют. Тем не менее, пишут: кому-то не хватает света, для кого-то билет дороговат. Мы всё это в своей деятельности учитываем. Но самой большой проблемой для нас остаются, конечно, вопросы финансирования. Чтобы соответствовать текущему моменту, нам нужна более современная экспозиционная техника, нужна реклама, нужна хорошая зарплата… Мне бы очень хотелось пригласить на работу кандидата наук, но я не могу. Многие люди, которые когда-то были сотрудниками музея, предпочитают работать завхозом на складе, получая 20 тысяч, а не в музее за семь.
- Как вы считаете, что ждёт музеи в будущем?
- Интерес к истории, осмысление своих корней - потребность развитого человека. Чем больше человек будет развиваться, тем больше ему будут интересны истоки: откуда он, из каких ценностей складывается смысл его жизни? Поэтому, по мере взросления общества, интерес к искусству будет только возрастать.
ДОСЬЕ
Владимир Добромиров в 1975 году окончил факультет романо-германской филологии ВГУ. С 2007 года - директор музея имени И.Н. Крамского. Написал и опубликовал более 300 статей и исследований по различным вопросам культуры и искусства.
Смотрите также:
- Искусствовед Наталья Гончаренко: «Белгороду нужна единая культурная среда» →
- Александр Лапин: «Я сравнил бы возвращение Крыма с Куликовской битвой» →
- Александр Лапин: «Писательство для меня – это осмысление своей жизни» →