Три стиля, выбранные президентом. Как будут модернизировать регионы

Администрация Курска

Когда сегодня говорят о «новом путинском призыве», то чаще всего речь идёт о назначенных осенью временно исполняющих обязанности губернаторов. Это Сергей Морозов (Астраханская область), Казбек Коков (Кабардино-Балкария), Олег Кожемяко (Приморский край), Вадим Шумков (Курганская область), Игорь Артамонов (Липецкая область), Роман Старовойт (Курская область), Александр Беглов (Санкт-Петербург), Радий Хабиров (Башкирия), Александр Осипов (Забайкальский край).

   
   

Все фигуры очень разные — возраст, биография, карьера. Теперь, по прошествии почти полугода, есть возможность исследовать и стиль руководства президентских назначенцев, и их кадровую политику.

Мы в этом небольшом исследовании выделили три линии, связав их с тремя фигурами президентского выбора — Романом Старовойтом, пришедшим на Курскую область, Игорем Артамоновым, вставшим у руля в Липецке, и Александром Осиповым, принявшим под начало Забайкальский край.

Сразу отметим — это очень разные тактики кадровой и управленческой политики, но все они являются проекцией единой президентской стратегии модернизации, заявленной в новых национальных проектах и подробно доложенной президентом обществу в недавнем послании. Тем интереснее посмотреть, как по-разному назначенцы ищут подходы к реализации этой стратегии на местах — исходя из особенностей своих регионов и своего личного представления.

Жёсткий разворот к проектному управлению

Назначенный руководителем Курской области руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт проработал на прошлом посту почти семь лет. Дорожная отрасль — та, в которой руководитель просто обязан уметь жёстко договариваться. Именно так: «жестко» и «договариваться». Именно этот навык Старовойт привнёс в управление областью.

К концу января объявлено о завершении формирования ядра новой команды. В основном — с опорой на местные кадры. Но опора на местные кадры вовсе не значит, что Роман Старовойт решил идти по инерционному сценарию.

Да, ставшие заместителями губернатора Алексей Золотарев и Валентина Нордстрем работают в этих должностях уже почти семь лет, а Анатолий Стрелков, управделами, работает уже в третьей администрации.

   
   

А вот Михаил Горбунов пришёл в вице-губернаторский кабинет из администрации Центрального округа Курска, сделав мощный рывок вверх. Максим Бесхмельницын — выходец из бизнеса, ранее директор местного филиала «Ростелекома». Екатерина Харченко — полуфиналист конкурса «Лидеры России», с ноября 2016 года работала председателем комитета образования и науки области. Ирина Хмелевская работала завкафедрой педиатрии КГМУ. Местные кадры — да другие.

Курский врио одним из первых среди лидеров регионов провёл встречу с победителями конкурса «Лидеры России». Ещё в октябре Роман Старовойт говорил: «Я лично отсмотрю всю почту, которая поступает на моё имя, приму соответствующие решения. Ребята, которые умеют работать с кадрами, сегодня уже здесь, в Курске, оказывают мне содействие. Поверьте, сегодня уже таких предложений очень много. И мы работаем с такими резюме».

Это же проявляется и в подходах к решению задач. Основная ставка — организация проектной работы, поддержка и создание «проектных команд». «Мы создадим проектные команды, где каждый может сделать лучшее, внести свой опыт и экспертизу в решение общей задачи для блага граждан. Моя задача — чтобы все выложились, раскрылись и сделали максимум возможного. Мы создадим постоянно действующую фабрику современных управленческих решений, включающую в себя все этапы их подготовки и реализации — от выработки идеи и подготовки кадров до оценки эффективности и внедрения», — слова Романа Старовойта. В ближайших планах руководителя региона — создание в Курске «Мастерской проектов».

Слышать людей, решать их проблемы

Фото: Администрация Липецка

Основа управленческого стиля Игоря Артамонова — прямая коммуникация с жителями региона и чёткая ориентация на их конкретные интересы, а не на общие показатели. Собственно, это стиль президентских нацпроектов — в региональном приложении.

Наиболее чётким примером этого стиля стала глубокая ревизия порядка работы с обращениями граждан, в котором теперь меньше отписок и канцелярщины. Первым шагом стало создание личного сайта врио, на котором обработано уже несколько тысяч прямых обращений жителей. Упорядочить эту работу должно создание специального отдела, подчинённого непосредственно Артамонову.

Формирование команды у Артамонова идёт постепенно, методом точечных назначений. Ставка — на баланс между местными компетентными кадрами и опытными управленцами из федерального центра. Несмотря на постепенность, уже прошла смена кураторов ключевых направлений. И, похоже, Артамонову удалось выстроить этот оптимальный баланс.

Николай Тагинцев стал первым замглавы региона. Он в обладминистрации уже почти семь лет, все эти годы курировал АПК, что говорит о приоритетах Артамонова в отношении села и сельских жителей. Анатолий Якутин, напротив, пришёл вместе с Артамоновыми из Среднерусского банка «Сбербанка России». Сегодня Якутин — заместитель губернатора, куратор вопросов информатизации, СМИ, молодёжной политики.

Александр Костомаров пересел в вице-губернаторское кресло с поста зампреда правительства соседнего региона — Московской области. А вот Дмитрий Аверов, куратор направления экономики и инвестиций — местный, бывший первый вице-мэр Липецка. Как и Александр Ильин — куратор медицинской отрасли, который до того работал главврачом областного перинатального центра.

Илья Тузов — из крупного международного бизнеса, с 2015 года занимал руководящие посты в российских компаниях горно-металлургической отрасли в Юго-Восточной Азии и Африке.

Муниципальные главы пока не затронуты кадровой революцией. Артамонов заявил, что «не будет устраивать им массовых чисток». Но одновременно идёт последовательная ликвидация альтернативных «центров силы», влиятельных тяжеловесов, пытавшихся поначалу контролировать деятельность президентского назначенца и влиять на неё. Наблюдатели отметили демонтаж старой, много лет не обновлявшейся замкнутой кадровой структуры, повязанной круговой порукой и имеющей в регионе неформальное прозвище «сельсовет».

В основу расстановки приоритетов положена работа с обратной связью: они определяются результатами проведённого по заказу губернатора целевого социологического исследования; первоочередное внимание — тем вопросам, которые вызывают наибольший запрос со стороны жителей области, — медицина, ЖКХ, транспорт.

О сфере ЖКХ разговор особый. Это то поле деятельности, где Игорь Артамонов действовал максимально жёстко и решительно — настолько вопиющей оказалась ситуация, упавшая ему в руки. Была полностью заменена управленческая команда. В конце 2018 г. стало известно об отставке начальника областного управления ЖКХ Юрия Костина — после прокурорского представления об устранении нарушений антикоррупционного законодательства. На его место 8 февраля назначена Елена Бадулина, ранее руководившая управлением экологии, но, что ещё более важно, Бадулина в течение десяти лет работала в органах прокуратуры.

Там, где Артамонов не меняет кадры, он меняет парадигмы работы. Одна из особенностей работы Артамонова с аппаратом — тренинги для чиновников, на которых он первоначально лично рассказывал о современных методах управления, на которые либо предстоит переквалифицироваться в ближайшее время, либо уступить дорогу более продвинутым коллегам. Позже к работе подключились профессиональные российские специалисты по бизнес-тренингам мирового уровня. Артамонов даёт действующим чиновникам шанс — но это именно шанс сделать личностный и профессиональный рывок, а не ярлык на должность.

«Мы сейчас заканчиваем первый подход к целеполаганию: у каждого моего заместителя идёт обсуждение, какие у него цели, что мы вписываем, как они измеряются, как они каскадируются. Затем уже я начну понимать, какие цели и задачи должны быть у глав районов. Как только появится трактование целей, их приоритет, то будет отписан и комплекс мероприятий, которые приведут к достижению цели. Это все должно быть автоматизировано. И вот это и называется интеллектуальной системой управления: человек приходит на работу, открывает компьютер и видит, где у него сбой», — так сам Артамонов говорит о концепции управления областью под его руководством.

Консолидация вокруг общих целей

Фото: Правительство Забайкальского края

В декабре 2018 г. впервые в политической истории Забайкальского края удалось провести консолидированное голосование всех представленных в региональном парламенте партий за бюджет региона. Это — знаковый момент, характеризующий и кадровый, и управленческий стиль Александра Осипова, осенью назначенного Путиным руководить регионом.

Новому руководителю удалось добиться включения Забайкальского края в состав ДФО. Как результат — распространение на регион всех преференций для регионов Дальнего Востока. Новому руководителю удалось добиться от столицы выделения в течение трёх месяцев более восьми миллиардов рублей, из которых миллиард перечислен на повышение зарплат бюджетникам соцсферы — в среднем они повышены более чем на 5%. Дополнительно выделено почти полтора миллиарда на ЖКХ, приобретение топлива, соцвыплаты бюджетникам, получателям пособий и на закрытие долгов муниципальных поселений. Решена проблема подорожания бензина и дизельного топлива.

Внутри региона ставка делается на освоение программ по созданию территорий опережающего развития. Уже принято принципиальное решение о создании в крае ТОР «Забайкалье» на шести площадках, на которых будет реализовано 19 инвестпроектов.

Мощная поддержка федерального центра, умение отстаивать интересы региона в Москве позволили Осипову сплотить вокруг себя элиты. Тех, кто хотел сплотиться, — и кого хотел Осипов.

В регионе прошёл демонтаж альтернативных «центров силы». Наиболее ярким примером этого стала отставка мэра Читы Анатолия Михалева, пересидевшего трёх предшествующих глав региона, считавшегося главным региональным тяжеловесом и пользовавшегося крайне неоднозначной и даже скандальной репутацией.

И одновременно по инициативе Осипова начата реализация кадрового проекта «Забайкальский призыв» — открытого кадрового конкурса, в котором участвует более четырёх тысяч соискателей. Организацией конкурса занимаются специалисты РАНХиГСа, а отбор претендентов будет проводиться в 2019 году в несколько этапов. В их числе — онлайн-тестирование, деловые игры, презентация проектов развития конкретных отраслей. Такие технологии применяются в регионе впервые. Первыми планируется набрать людей в региональный Минсельхоз.

Осипов ввёл новую позицию в своей администрации — зампред правительства по инвестиционной политике (ранее такой должности не было). Пост получил Михаил Чуркин — он ранее работал в команде генерального директора Корпорации развития Дальнего Востока Дениса Тихонова, занимая должность его заместителя по взаимодействию с государственными органами.

Исходя из особенностей экономики региона и стиля работы Осипова, наблюдатели особо отметили назначение руководителя представительства правительства региона при Правительстве РФ в ранге заместителя губернатора — Марата Мирхайдарова. Ранее Мирхайдаров работал в представительстве Башкортостана при президенте. В его сферу ответственности входили направления инвестиционного сотрудничества, обеспечения взаимодействия с федеральными органами власти, развития и расширения деловых связей с дипломатическими и торговыми представительствами иностранных государств.

Перед нами три стиля руководства и кадровой политики трёх президентских назначенцев. Элиты всех трёх регионов проходят серьёзные обновления, иногда довольно болезненные. Это не капризы назначенцев: обновление, изменение управленческого стиля — это задача, поставленная им президентом и повторённая в недавнем послании Федеральному собранию. Все назначенцы показали, что дают прежним кадрам шанс — кто захочет и сможет, воспользуется.

Нет нужды решать, чей стиль лучше, — каждое назначение Путин выстраивал и с учётом личности руководителя региона, и с учётом особенности того поля деятельности, которое ему вверял. А окончательную подпись под назначением поставят избиратели — всем им идти на выборы.

Смотрите также: