«Проголосую за мальчика…»
АиФ: – Татьяна Ивановна, выборы состоялись, хотя и при малой явке избирателей. Как вы их оцениваете – были они демократичными, или опять был задействован административный ресурс?
Т.Д.: – Что касается выборов в 2013 году, могу уверенно сказать, что прошли они в высшей степени корректно, практически без нарушений. Вообще в России история демократии либо уходит в глубь веков и превращается больше в миф, либо отсылает нас к неудачной попытке построить народовластие в начале XX века. И вот уже более 20 лет в России проходят выборы, но, увы, видимо, этого слишком мало, чтобы слово «демократия» обрело своё значение, а не использовалось как ругательное. Особенно ярко неготовность людей принять и понять, что такое и зачем это самое народовластие, показало 8 сентября 2013 года, когда лишь четверть избирателей пришли на выборы.
АиФ: – Может, это потому, что народ мечтает о жёсткой руке, которая всё решит за них?
Т.Д.: – Ни в коем случае! Как правило, причина – совершенное непонимание и нежелание понимать элементарные основы политической системы. Ещё живёт в людях дух праздничных выборов СССР, когда никого выбирать не надо, всё решено заранее, а выборы – это лишь сакральный ритуал. Мне довелось неоднократно общаться с людьми и в период предвыборной кампании, и в день голосования, и могу точно сказать, что ещё не сформировалось поколение, которое могло бы голосовать умом, а сердце оставить для более личных дел.
АиФ: – А те, кто пришёл к избирательным урнам, как голосовали, сердцем?
Т.Д.: – Не знаю, но что такое смешанная система, почему дают два бюллетеня на выборах, многие избиратели так и не поняли. А уж на многомандатных округах деревенские жители и вовсе за голову хватались. На одном из избирательных участков слышу такой разговор: «Вот за этого мальчика проголосую, а в списке за (имярек московского руководителя партии) голосовать не буду!» Подхожу, спрашиваю: «А знаете ли вы, что названного человека в списке нет и быть не может, что здесь только белгородцы?». Удивляются…
В апатии виноваты все
АиФ: – Может, этой политической неграмотностью и объясняется низкая явка избирателей в Белгородской области?
Т.Д.: – Самая распространённая фраза на выборах была такой: «У нас дорогу уже 20 лет сделать не могут – не пойду голосовать!» Ни малейшего понятия о том, что таким образом они как раз и голосуют за разбитую дорогу. Те, кто с этой самой дороги «спилил бабло», радостно ручонки потирают: порога-то явочного нет, так что сидите вы, недовольные, дома.
Нежелание сделать выбор, участвовать в процессе народовластия обуславливается ещё и тем, что существует чёткое разделение на «они» и «мы». Типичный пример высказывания: «Чем эти депутаты мне помогли?». То есть «они» – власть – существуют совершенно отдельно от «мы» – жители города. А значит, у «них» своя жизнь, и не «нам» её решать. Что сделать, чтобы «они» стали «мы»? Очень серьёзный вопрос перед новым составом горсовета!
И ещё один фактор низкой явки на выборах – непонимание того, что выборы – это ответственность за принятое решение. Потому что, если жить по принципу «а мы вас не выбирали», то можно, ничегошеньки не делая, плевать во все стороны и на все головы, что сегодня и делает маргинальная часть общества. Люди должны сознавать, что их выбор предполагает взаимную ответственность того, кого выбрали, и гражданина, который сделал выбор. И он не только вправе спросить у своего депутата о результатах работы, но в некоторой степени обязан это сделать. Ведь только жёсткий спрос горожан, их активность заставляет многих депутатов реально работать, а не сидеть в почётном собрании, раздувая щёки. Избиратели тоже обязаны спрашивать со своих депутатов о проделанной работе. О тех же неотремонтированных дорогах! А у нас о взаимной ответственности многие и не догадываются и исходят из принципа политического «пофигизма»: «всё равно выберут кого надо».
АиФ: – Проще говоря, неявка на выборы – своего рода протест против власти?
Т.Д.:– Есть и такая часть электората. Неверие многих в честность выборов происходит от многолетнего опыта белгородцев, когда год от года неизменно побеждали кандидаты партии власти. Но чем больше реальная явка, тем меньше вероятность фальсификаций выборов! Нельзя устроить «карусель» на участке со стопроцентной явкой. Есть и технические моменты фактического срыва всенародного голосования: совершенно непонятная и неудобная дата 8 сентября и непродуктивный для агитации август. Либо в Госдуме сидят люди, которые не понимают элементарных вещей, либо это преднамеренно нанесённый вред российской демократии – таково моё мнение.
АиФ: – И каковы выводы?
Т.Д.: – Царя в голове у нас уже нет, но и на его месте пока пустота – это, пожалуй, главное впечатление. Кто виноват? Все мы, от политических партий до семьи и школы. Не достучались до людей, не нашли правильных слов и методов убеждения. При этом даже жаль, что партия власти не применяла на этот раз административного давления: обычно оно в итоге повышало процент проголосовавших за альтернативные партии. Догадались через 20 лет! Но и они же, умники из партии власти, придумали такую выборную систему, понимание которой даже мне, человеку с высшим образованием, далось с большим трудом. Избирательный «ликбез» для народа им не нужен, поскольку в этом случае на ближайших выборах всплывут бесчисленные ошибки и промахи, допущенные ими за время многолетнего управления Белгородом.
АиФ: – Что же делать?
Т.Д.: – Работать и, как в школе, делать работу над ошибками. Впереди пять лет работы городского совета депутатов, в котором впервые участвуют 8 различных политических партий. Через пять лет подведём итоги.
Смотрите также:
- Владимир Слатинов: «У нас власть даже локальные выборы рассматривает как битву под Москвой» →
- Политолог: «Нынешние выборы в Госдуму означают конец эпохи олигархов» →
- На пороге перемен. Липецкий политолог о жизни после выборов →