Почему подростки решаются на самоубийство

   
   

Для взрослого - мелочь, для подростка - трагедия

Из-за двойки, из-за того, что понравившийся мальчик или понравившаяся девочка не обращает внимания, из-за того, что соседский мальчишка отобрал коллекцию фантиков (и такое было!) пойти на роковой шаг? Бред! Это для взрослого человека всё перечисленное - не причины свести счёты с жизнью. А в подростковом возрасте то, что взрослому человеку кажется мелочью, воспринимается настоящей трагедией. Это возраст повышенного риска. И во многих случаях в особенностях психологии подростка скрываются корни суицидальных проявлений мальчишек и девчонок.

Кто я? Зачем я?

Ирина Сысоева говорит о том, что, как правило, ценность мироздания волнует человека именно в период с 14 до 18 лет. И если взрослые смысл жизни находят, например, в семье, своих детях, профессии, творчестве, любви в широком смысле этого слова, то подростки только ищут себя в этой жизни. При этом нередко они начинают мучиться ощущением бессмысленности своего существования. К этому добавляется ещё одна особенность подросткового возраста - эгоцентризм, то есть сосредоточенность на себе, своих проблемах. Не стоит забывать и о том, что в этом возрасте идёт физиологическое становление, работает гормональный фон. Вот и составляющие неустойчивости эмоций, психической уязвимости. У подростка обостряется чувство непонятости.

Семь жизней, как в игре?

Прибавьте к этому ощущение бессмертия, которое переполняет подростка. Да, он начинает задумываться о смысле жизни, но подростковая психология такова, что ощущения конечности жизни и страха перед смертью у подростка нет. Часто современные фильмы, компьютерные игры, где у героя есть несколько жизней или он бессмертен, только подкрепляют это ощущение неуязвимости.

Кроме того, подростковый возраст - возраст экспериментов. Подростки отличаются склонностью к экстриму. Многие легко увлекаются такими молодёжными течениями, как эмо, готы, которые основаны на эмоциях. Такие направления подростка привлекают потому, что подростковый возраст - возраст депрессий, осмысления нужности и ненужности. Деструктивные молодёжные группировки тоже могут спровоцировать подростка на необдуманный шаг. Ведь эти течения направлены на отвержение этого мира и упоение своей собственной жертвенностью. А подросток испытывает положительные эмоции от позиции жертвы. Не случайно подростки группируются. В таком возрасте одиночество, непринятие коллективом переживаются очень болезненно.

Понимаем ли мы подростков?

«Конфликтность в подростковом возрасте вообще обостряется, - говорит Ирина Сысоева. - А все конфликты происходят из-за неуважительного отношения к подростку, из-за того, что им помыкают, на него давят - в семье, в школе, а он изо всех сил сопротивляется. Потребность в уважении становится главной в подростковом возрасте. По этой же причине происходят и конфликты с учителями. Школьный конфликт начинается тогда, когда педагоги, к примеру, язвят или как-то по-другому ущемляют достоинство подростка. Поэтому учителям при общении с подростком хотелось бы порекомендовать исключить язвительность. Ведь это скрытая агрессия. Понятно, что подростки в школе не всегда ведут себя правильно, корректно по отношению к педагогам. И с помощью язвительности такого ученика можно ловко поставить на место. Но это очень хорошее оружие только в руках умелого педагога, который может съязвить так, чтобы не обидеть подростка, у которого, как мы помним, психика очень тонкая.

И если дом - не крепость…

Помочь подростку избежать непоправимой ситуации может семья, где отношения выстраиваются на любви и уважении. То есть в любом возрасте тебя в этой семье примут с твоей проблемой, выслушают и подскажут решение. Опасно, когда подросток замыкается в себе, остаётся со своей проблемой наедине. Ведь навыков решения трудных вопросов у него пока нет. Вот так и бывает, что подросток пытается решить проблемы не тем способом, который ему могли бы подсказать взрослые.

Поэтому родителям важно знать, чем живёт подросток, каковы его интересы, кто его друзья. Чтобы знать круг интересов своего ребёнка, с ним надо разговаривать. Каждый родитель должен уметь подобрать ключик к своему ребёнку. Ясно, что нельзя читать нотаций, потому что они подростком не воспринимаются. Нельзя говорить с позиции авторитета, то есть «вот я сейчас тебя научу!». Надо говорить с позиции «взрослый - взрослый», говорить, как равные. Например, так: «У тебя есть своё мнение, и это хорошо. Это значит, что ты личность. И мне очень интересно знать твоё мнение. Пусть оно с моим не совпадёт, но это не значит, что я тебя не уважаю». Самое главное - показать подростку, что вы заинтересованы в его жизни».

Чтобы не допустить беды

Чтобы не допустить беду, учителям не следует упускать из виду ни один школьный конфликт, особенно когда кто-то в классе превращается в аутсайдера. Такие подростки требуют повышенного внимания. Взрослым следует насторожиться, если подросток чрезмерно увлекается деструктивными течениями. Родителей должно насторожить отношение подростка к себе как к плохому, то есть, когда он сам себя называет неучем, уверен, что ничего в жизни у него не получится. Насторожить должны чрезмерные бунты, когда подросток выражает несогласие со взрослыми по любому поводу. Если подросток говорит маме и папе: «Вы меня не любите, вам на меня плевать, не надо было меня рожать...», то ситуация уже сложилась очень серьёзная.  

   
   

Смотрите также: