Когда в Тамбове появились первые уличные фонари – неизвестно. Но первое официальное упоминание о них в Тамбовском областном архиве датируется 1821 годом. (Кстати, тогда же российским императором был утверждён образец городского керосинового фонаря.) Здесь хранится документ по содержанию уличного освещения. Местные власти даже определяли, какие сутки считать безлунными.
Фонарщики не имели часов, и тогда в городе установили сигнальный фонарь на пожарной каланче, который регламентировал их ночную работу. Интересно, что за несвоевременное зажигание керосиновых фонарей предприниматели, которые занималась освещением, платили городской думе «неустойку с каждого фонаря, дурно горевшего или не в своё время зажжённого, за каждый раз по 15 копеек» Год от года росло количество фонарей. В 1871 году их насчитывалось 340, а в 1878 году – 500 штук.
Тамбовское разгильдяйство
Основное развитие электрического освещения в Тамбове приходится на первую половину XX века. До 1911 года в Тамбове существовало несколько мелких электростанций, которые находились в частных руках некой купчихи Егоровой, а также в ведении купцов Шоршорова и Чернышёва. Они в основном обеспечивали электроэнергией близлежащие жилые дома, учреждения, а также освещали некоторые улицы города. Электроосветительные воздушные линии в это время принадлежали Тамбовскому губернскому правлению, а также купцам Можарову, Егоровой, Малину и Чернышёву. Среди этих людей особым разгильдяйством отличался последний в этом списке господин. В областном архиве есть «Дело о подвеске воздушных проводов для электрического освещения в городе Тамбове Чернышёвым» губернского правления по строительному отделению. 5 декабря 1908 года членами комиссии был составлен акт, которые освидетельствовали уличную электроосветительную сеть Чернышёва. Так называемая рабочая группа была создана по инициативе Тамбовского губернского правления и Тамбовского почтово-телеграфного округа. И это не случайно. Дальше вы поймёте, почему.
Честные чиновники были всегда
Так вот, комиссия установила, что многие столбы покосились, линии электропередачи провисали так, что могли задеть телефонные провода. Комиссия обязала купца Чернышёва в кратчайшие сроки устранить все выявленные недостатки. Через несколько месяцев, а именно 2 мая 1909 года, начальник Тамбовского почтово-телеграфного округа Е. Иванов пишет письмо в строительное отделение губернского правления, в котором сообщает, что господин Чернышёв так и не привёл линию освещения в надлежащий вид.
Не помог даже губернатор
Здесь, как мы видим, напрямую затронуты интересы почтово-телеграфного округа. И его начальник, уже упомянутый Иванов, честно исполнял свои обязанности. В деле есть несколько его писем даже к губернатору, в которых чиновник слёзно просит главу города вмешаться в ситуацию и заставить безответственного купца устранить все неисправности. По всей видимости, Чернышёв был на редкость упёртым человеком. Он даже не реагировал на требования губернатора. Чем закончилась эта чисто российская история - неизвестно.
Будем строить светлое будущее…
Вероятно, что не только научно-технический прогресс, но и недобросовестное отношение некоторых частных предпринимателей к городскому освещению вынудило городские власти приступить к строительству новой электростанции и модернизировать городское освещение.
Уже в 1898 году во многих местных и столичных газетах сообщалось, что «…городская управа приглашает предпринимателей, желающих на себя взять устройство электрического освещения, прислать до 1 августа текущего года свои заявки об условиях устройства электрического освещения в городе Тамбове». Заявки были присланы даже из Франции. Но торги выиграла «Всеобщая компания электричества» (Санкт-Петербург). Именно ей было поручено построить современную по тем временам электростанцию и модернизировать городское освещение. Но станция эта была введена в эксплуатацию лишь 18 декабря 1911 года.
В 1911-1912 годах в городе горело 44 вольтовых дуги и 596 электроламп. Но город продолжали освещать и керосиновые фонари, вплоть до 1913 года.
Подвешивание электрических фонарей было двух типов. На широких улицах их устанавливали на столбах в центре перекрёстка. На тротуаре это делать было нежелательно – деревья загораживали свет. Фонари рекомендовалось устанавливать на высоте 9 метров – оптимальная точка освещения. На узких перекрестках их подвешивали на проволоке, которая была натянута по диагонали между двумя столбами...
Смотрите также:
- Это будет катастрофа. Исторический Тамбов - нужно сохранить →
- В Воронеже появятся 600 новых автобусов →
- Станет ли Воронеж «умным» городом? →