Орёл, 12 ноября – АиФ-Черноземье
Живут обычной жизнью
Вопреки неверным представлениям о том, что слепой человек – слишком ограничен в возможностях и поэтому сам ничего не способен делать, незрячие люди живут или, по крайней мере, стараются жить той же жизнью, что и большинство обычных людей. Они так же создают семьи, растят детей, совершают покупки, ходят на работу, читают книги и слушают музыку. Отличаются они только тем, что делают все это находясь во тьме. Но и с таким положением вещей можно и нужно бороться, уверяют специалисты.
– Нам трудно делать то, что делают люди зрячие. Многие вещи мы делаем дольше: что-то прочитать, записать, – на все это уходит больше времени. Правда сейчас, при помощи компьютеров со специальными программами для незрячих людей, которые мы осваиваем, его удается сокращать. Если нужно прочитать какой-то документ, мы его сканируем, книги скачиваем в интернете. Есть инвалиды 3 группы, они могут немножко и глазами подчитать, – рассказывает Борис Руденский, специалист Всероссийского общества Слепых в Орле.
В орловское региональном отделении ВОС состоит 1870 членов, преимущественно это люди старшего возраста либо совсем незрячие, либо с ухудшающимся зрением. Впрочем, есть здесь и дети, их количество 66 человек.
По утверждению Бориса Евгеньевича, большинство людей, состоящих в обществе слепых, потеряли зрение в результате общих заболеваний. Количество инвалидов детства составляет порядка 300 человек. Людей же, начавших слепнуть в результате аварий, войн или производственных травм – всего три человека.
Культурно-массовые мероприятия слепых
В ближайшее время, 28 ноября, общество слепых планирует провести молодежный форум, ну и, конечно же, мероприятие посвященное празднованию Нового года.
Трудоустройство
В мире незрячих людей, как и везде, не обходится без проблем, основная из которых заключается в сложности с трудоустройством. Слепым людям очень трудно найти работу. Нанимателям намного проще принять полноценного сотрудника, который будет выполнять любую работу в два раза быстрее, нежели инвалид, поэтому зачастую незрячий человек вынужден получать отказ.
Необходимо отметить, что в Орловской области есть специализированные предприятия для слепых и слабовидящих людей – одно находится в Орле, другое в Ливнах – но сколько людей они способны вместить? В общей сложности сейчас на них трудится около 170 человек. А что делать остальным?
Борис Евгеньевич замечает, что помимо производственных работ из слепых людей получаются неплохие массажисты, они могут выращивать парниковые растения, а также справляться с обязанностями работников диспетчерских служб и call-центров. Однако, по его словам, мало кто откликается на предложения инвалидов.
Передвижение во тьме
– Самое проблемное в реабилитации – это научить человека передвигаться. Например, в семьях, где родители воспитывали незрячего ребенка со школы, он не испытывает сейчас тех трудностей, которые выпадают на долю человека, потерявшего зрение во взрослом возрасте. Все это нужно учитывать, начиная работать с людьми, – говорит Анна Юрочкина, председатель Всероссийского общества слепых в Орле.
По словам Анны Павловны, ВОС сейчас переходит на новое направление реабилитации –старается повсеместно использовать компьютерные технологии, GPS-навигаторы и телефоны с речевым доступом ко всем командам. Однако применять современную технику в тех объемах, в которых этого хотелось бы, невозможно – требуются слишком большие затраты. Например, один такой навигатор, со всем необходимым для незрячего человека софтом, стоит 17 000 рублей.
Терминалы, светофоры…
– Еще одна большая сложность, которая встает перед незрячими людьми – это доступ к инфраструктуре, и в частности к терминалам для оплаты мобильных телефонов, получения различных медицинских талонов и банкоматам. Все они не озвучены. Слепой человек не может ими пользоваться, – говорит Анна Павловна.
Говоря об инфраструктуре нельзя не упомянуть светофоры. В настоящее время в городе существуют три светофора, которые предназначены для слепых людей, стариков и инвалидов, издающие звуковые сигналы. Но вся штука в том, что они регулируют движение совсем не в тех местах, где это необходимо в первую очередь самим незрячим людям.
– Установили светофор в районе школы милиции. Ну, кому он там нужен? Неужели там так много слепых? – возмущается Борис Руденский.
По его словам, светофоры должны устанавливаться рядом с рынками, поликлиниками и торговыми центрами – незрячий человек не ходит в школу милиции, ему нужно купить покушать, сходить на прием к врачу.
Проблемы, решить которые можно уже сегодня
Или еще один пример. В Орле сейчас много торговых центров, многие из них имеют по несколько этажей. Везде есть ступеньки. Неужели так трудно сделать каждую первую, и каждую последнюю ступеньку – так же, отличающейся по цвету с остальными? Слабовидящий человек будет вам за это безгранично благодарен, а карман бизнесмена вряд ли оскудеет от затрат на изменение цвета.
Самое интересное, что облегчить жизнь незрячим людям – это реально и выполнимо. Просто обществу не помешало бы изредка обращать внимание на тех, кто изо дня в день живет во тьме, примерять на себе проблемы незрячих людей и вместе с властями пытаться их решать. Ведь от потери зрения никто из нас не застрахован.
Смотрите также:
- «Мы побеждаем себя!» Как не опустить руки после травмы и помогать другим →
- «Хочу быть нужным». Штангист с ДЦП о «лишних» людях и недоступной среде →
- Среда с ограниченными возможностями. Почему город доступен не для всех →