Воронеж, 22 ноября – АиФ-Черноземье
«Мы обычные люди, просто мы не вешаем ярлыки, плохо клиент поступает или хорошо…»
«АиФ»: – Андрей Юрьевич, давайте начнем с того, почему Вы решили стать психологом и развивать себя в данной профессии?
А.Ш.: – Наверное, скажу банально, но самое первое – это помощь людям. Не советы, которые крайне вредны для самого человека, а именно помощь. Клиент может попасть под «психологозависимость» и будет приходить и спрашивать, что мне делать, по любому поводу. Так вот задача моя и моих коллег состоит в том, чтобы человек сам рос и сам принимал решения.
«АиФ»: – А сейчас тяжелее стало работать психологом? Есть ли конкуренция?
А.Ш.: – Нет, у психологов нет конкурентов, потому что каждый пациент ищет психолога под себя. Какой бы не был психолог профессионал, если мы не подойдем личностно, если мы не понравимся друг другу, то ничего не получится.
«АиФ»: – Скажите, а на Ваш взгляд, какими навыками должен обладать хороший психолог?
А.Ш.: – Хороший психолог не превышает персональных полномочий, считается с этическим кодексом психолога. Он должен состоять в психологических сообществах, постоянно повышать свою квалификацию. Психолог должен стремиться не решать проблемы клиента, а помочь ему самостоятельно научиться справляться с трудностями. Он не проецирует на себя проблемы того, кого консультирует. Советы могут носить не личный характер, а рекомендательный. Если психолог понимает, что не может помочь, и нужен другой специалист, то он направит к нему, поскольку мы работаем только со здоровыми в психическом плане людьми. Также психолог не может назначать медицинские препараты. Помимо этого, должна быть конфиденциальность. Но не только со стороны психолога должна быть, но и со стороны клиента. А из качеств у психолога должна быть эмпатия, чувство сопереживания другим людям, уважение к личной жизни клиента.
А пора ли к психологу?
«АиФ»: – Нужно ли периодически обращаться за помощью к психологу, как к любому другому врачу? Или это одномоментный визит?
А.Ш.: – С психологом можно разбирать жизненные ситуации, жизненные трудности, которые случились на данном этапе. Например, смерть близкого родственника, проблемы с ребенком, взаимоотношения в семье. В нашем центре вместе с психотерапевтом мы работаем с пограничными состояниями, как то депрессии, неврозы и т.д. Это позволяет провести более качественную помощь. А поводу количества посещений, ведь мы зубы каждый день чистим, почему мы не можем душу очистить? Это настолько индивидуально, и зависит только от самого человека, от ситуации внутри себя, и от внешнего окружения.
«АиФ»: – А как самостоятельно понять, что уже нужно обращаться к специалисту? Не просто обсудить проблему с друзьями, а получить квалифицированную помощь.
А.Ш.: – Можно поговорить с друзьями, почитать книги, сходить к гадалкам, но, если у человека более серьезные проблемы, то эти меры непродуктивны. В зависимости от ситуации, может потребоваться помощь в разном объеме – краткосрочная и долгосрочная терапия. Краткосрочная, в зависимости от применяемых методик, займет от 5 до 10 встреч с психологом, а длительная психотерапия – в течение года и больше. Потому что цель консультации психолога – это улучшение качества жизни, более объективный взгляд на себя и мир, улучшение партнерских отношений, это личностный и психологический рост.
Мне очень нравится одна притча. По пыльным улицам шел богатый молодой человек. И увидел он мудреца, сидящего на ступеньках, и спросил он его: «Скажи мне мудрец, дай совет». «Спрашивай!», – ответил мудрец. «Мне нравится одна девушка, но я не знаю, как мне быть: жениться или нет?» «Не женись», – сказал мудрец. «Почему?» – спросил молодой человек. «Если бы ты этого и, правда, хотел, ты бы не спрашивал».
В кабинете у психолога воронежцы хотят познать себя
«АиФ»: – Подскажите, пожалуйста, а если говорить о Воронеже, кто обращается за консультацией: женщины или мужчины?
А.Ш.: – Трудно сказать, знаете, раньше, примерно три года назад, на десять женщин был в основном один мужчина, а сейчас приближается к соотношению 50 на 50.
«АиФ»: – А семейные пары приходят? С какими основными проблемами обращаются?
А.Ш.: – Да, приходят. Из проблем, с которыми обращаются, можно выделить нарушение взаимодействия членов семьи, избавление от индивидуальных проблем конкретного человека, помощь членам семьи, преодоление семейных кризисов и обновление отношений в семье, гармонизация интимной жизни, оптимальный способ поведения в ситуациях измены или ревности, умение лучше понимать партнера. Также хорошо корректируются отношения детей и родителей, семейные кризисы.
«АиФ»: – Какие вопросы интересуют воронежцев на индивидуальных консультациях?
А.Ш.: – Проблемы с детьми – детско-родительские отношения, гиперактивность и дефицит внимания, детская ревность, неуверенность в себе, застенчивость, тревожность, страхи, истерики, ситуативно-психологическая реакция ребенка на развод родителей, рождение еще одного ребенка, смерть близкого, смена школы, конфликты в семье. Также обращаются с личными проблемами, как то выбор профессии, безразличие, утрата жизненного интереса, депрессия. Очень часто встречаются – стресс, раздражительность, непроходящая тревога, чувство собственного бессилия, поиск места в жизни, понимание себя, обретение нового смысла жизни.
«АиФ»: – Есть ли клиенты, которые отказываются признавать ту проблему, о которой Вы им говорите?
А.Ш.: – Дело в том, что если человек агрессивен в мою сторону, раздражается, то он раздражается на себя, потому что он просто переносит проекцию того, что он в себе не понимает на меня. О таких вещах сложно рассуждать, потому что их сложно понять, не побывав здесь, не прочувствовав все на себе.
«АиФ»: – А есть ли люди, которые хотят общаться, не вступая в личный контакт?
А.Ш.: – Да, безусловно. Много приходит ко мне, к моим коллегам писем, о том, что хотелось бы проконсультироваться по Skype, по электронной почте. Но это довольно сложно, ведь личная работа – это личная работа. Удаленно можно решить только какие-то ситуационные вопросы, но опять же – на время, это не решение проблемы. Это временное облегчение, но не более того.
Пограничные сферы психологии
«АиФ»: – Нередко в крупных организациях собеседование проводит не только специалист по работе с персоналом, но и психолог. В чем причина данной тенденции?
А.Ш.: – Я не работал в этой сфере, мне сложно говорить, поскольку это уже относится к организационной психологии. Собирается коллектив, который потом работодателю на выходе даст прибыль, и всем будет хорошо – и работникам, и работодателям. Я, может быть, ошибаюсь, но мое мнение, что это нормально, этим должны заниматься профессионалы, в том числе в отборе.
«АиФ»: – А еще сейчас появились различные маги, чародеи. Почему люди идут к ним за помощью?
А.Ш.: – Мне трудно говорить обо всех, но в большинстве, люди ищут волшебную таблетку, которая сама все сделает, и не придется ничего самостоятельно предпринимать. Ведь для того, чтобы что-то сделать нужно встать и сделать, а маги приносят временное облегчение человеку. Приходят туда, ищут конкретные инструкции. Вот опять же – ТВ-магазины. Что мы видим? Ты покупаешь средство, лежишь и худеешь, например. Вот это – то же самое. Я часто своим клиентам привожу пример о том, что самый целеустремленный человек – тот, который идет в туалет. Человек же не может сказать: «Ой, извините, пожалуйста, я описался, потому что у меня депрессия».
И на прощание хочется привести слова Анны Паулсен, известного гештальт-терапевта: «Чужие правила становятся важнее своих потребностей, человек перестает чувствовать свои чувства, зато привыкает думать в стиле правильно – неправильно. Этот стиль хорош, когда речь идет о том, как эффективнее выполнять ту или иную механическую работу, но он совершенно беспомощен, когда дело касается душевного состояния человека. У человека тоже есть такой внутренний компас, игнорируют его чаще всего по привычке, которой научились в среде своего развития. Например, такой анекдот: ««Петя, иди домой!», «Я замерз?» «Нет, ты хочешь кушать»». Психолог не знает, как нам жить, и какой наш выбор правильнее, но он может помочь вам услышать свой навигатор, и поддержать вас в том, чтобы не изменяли себе тогда, когда в этом нуждаемся».
Смотрите также:
- Назад - к матриархату? Психолог о женщинах-лидерах и пассивных мужчинах →
- Индикатор неблагополучия. Психолог о том, чем полезны конфликты →
- Не пивом единым. Почему мы стали легко относиться к алкоголю? →