Курск, 18 декабря – АиФ-Черноземье
«Тысячелетие Курска мы должны были отмечать еще в 80-е годы, тридцать лет назад. Город появился в конце IX века. Ведь это принципиальный вопрос. Чем город старше, тем больше он имеет историко-культурного потенциала, который всегда привлекает к себе туристов, гостей и инвесторов», – считает известный курский историк Юрий Озеров.
Есть что показать
АиФ: – Юрий Владимирович, как вы можете оценить политику региональных властей в плане сохранения исторических памятников? Какое наследие древний Курск оставил современным потомкам?
Ю.О.: – Городу есть что показывать, есть чем гордиться, но гостей почему-то везут только в Коренную пустынь, на Триумфальную арку и в Марьино, что, на самом деле, обедняет наш потенциал. У нас нет полного представления о том количестве объектов, которые мы могли бы показывать гостям. У нас сотни памятников архитектуры и истории. Их нужно «открывать», но они находятся в муниципальной собственности, поэтому городу выгоднее их рассматривать для продажи коммерческим субъектам. Всё, что быстро приносит большие деньги, выдавливает то, что строилось годами и на века.
По сути, у нас даже можно проводить экскурсии по улицам города, в Курске жили и останавливались многие известные и интересные люди. Любопытны и истории самих зданий. Также можно проводить экскурсии и по Курскому некрополю. Там у нас, поверьте, есть что показать. Но те же кладбища сначала надо благоустроить. Об этом должны позаботиться городские власти. В администрации в конце декабря планируется обсуждение подобных вопросов. Там, насколько я знаю, будут говорить об «интересной» инициативе: перезахоронить с Херсонского кладбища на Никитском поэта Богдановича, городского главу Устимовича, изобретателя Уфимцева, создав «Аллею славы».
Конечно, на власти лежит большая ответственность за то, чтобы город сохранял свой исторический облик, чтобы он был узнаваем. Но сейчас мы наблюдаем другую тенденцию: города становятся похожими друг на друга. Эти стеклобетонные здания уже не удивляют никого, напротив, они формируют потребительское общество. Торговые центры создают новые ориентиры в городе, а прежние теряются.
Раньше в Курске ориентирами были кинотеатр «Октябрь», «Ветряк» Уфимцева, католический костёл, в котором, кстати, венчался Казимир Малевич. Сейчас эти ориентиры потерялись за многоэтажками. За костёлом, например, два 17-этажных здания, из-за них храм перестал быть архитектурной доминантой улиц Марата и Димитрова.
Музей или офис?
АиФ: – Подходит ли 365-й квартал (район «полугоры», возле «Электроаппарата». - Ред.) для строительства краеведческого музея и галереи? Как вообще относитесь к концепции «Курск-сити»?
Ю.О.: – Музейщики и галеристы давно нуждаются в достойном здании. Сейчас они получили вполне зримые гарантии того, что для них в 365-м квартале что-то построят. Конечно, место это не совсем удобное: и площадь небольшая, и перспектив для развития нет. Кроме того, никто не знает, как это будет выглядеть. В идеале музей лучше разместить на месте исторического городища. До революции он находился слева от Знаменского собора, в здании губернских присутственных мест. Сейчас там уже другое строение. Но вот если бы областная администрация рассмотрела возможность или выкупа этой территории, или обмена, то для музея это было бы идеально.
Когда территорию 365-го квартала закрепляли за музеем, проекта «Курск-сити» ещё не было. Местные власти уже определили участок для музея, поэтому в их сознании это вопрос решённый. А теперь, в свете новых открывшихся обстоятельств, администрация не делает над собой усилий, чтобы переосмыслить разрешение старой проблемы. Хотя это необходимо.
АиФ: – Для строительства музея и галереи по предложенному проекту придётся сносить дома. Но ведь они тоже представляют собой историческую ценность…
Ю.О.: – Один уже снесли. Это был дом купчихи Ксении Ивановой. Человек в истории города значимый: она издала план Курска 1904 года, была владелицей книжного магазина, издательницей открыток с видами Курска... В 90-е годы дома по улице Луначарского были в списках объектов культурного наследия. Сейчас – не знаю. Это, конечно, историческая застройка и было бы желательно, чтобы она сохранилась. Но тут, во-первых, сам город рассматривает эти дома не как памятники, а как муниципальное ветхое жильё, которое надо сносить. Да и сами жильцы-то не очень радеют за восстановление зданий. Они ждут, что переедут в новый дом, получат квартиру на 16-м этаже и будут счастливы, слыша соседей через стену.
Вопрос веры
АиФ: – Курск называют патриархальным спокойный городом. Вы согласны с этим мнением?
Ю.О.: – Да. Это город со своими мещанскими традициями. Когда нет серьёзного повода, наш народ терпелив и спокоен. Когда же движение носит общегражданский характер, куряне не остаются в стороне. Мы можем вспомнить 1905 год. Тогда в Курске, как и по всей России, проходили демонстрации, которые разгоняла полиция. У нас в них даже студенты духовной семинарии участвовали.
Патриархальность же Курска и терпеливость связана с его религиозностью. У нас до революции было около полусотни церквей. Когда в 1893 году св. праведный Иоанн Кронштадтский посетил наш город, он особо отметил религиозность курян. Отсюда у нас иное понимание происхождение власти. Православные христиане могут уживаться в любом политическом режиме, поэтому протестное движение их серьёзно не захватывает.
Смотрите также:
- Архитектура - это понимание жизни. Кому выгоден «безродный» Тамбов? →
- Воронежцы выступили против застройки в исторической части города →
- Галерея имени Дейнеки: каким должно быть новое здание →