Тамбов, 26 марта – АиФ-Черноземье
О платном школьном образовании в России заговорили несколько лет назад. Массовые споры и беспокойства по этому поводу с каждым годом разрастаются. Обсуждения в блогах и социальных сетях, письма и обращения родителей в управления образования на местном уровне и выше привели к тому, что опровергать эти слухи пришлось самому президенту.
Не быть этому!
На совещании по развитию детско-юношеского спорта, прошедшем 13 марта в столице, Владимир Путин заявил категорично: «Это (утверждения о подобных планах. - Ред.) – полная чушь, полная и абсолютная. Такого в нашей стране, во всяком случае, пока я президент, никогда не будет. Это я вам обещаю». Общее образование глава государства назвал фундаментальным достижением советского периода. Он предположил, что страна может мгновенно скатиться на уровень третьестепенной, если в условиях достаточно большого расслоения по уровню доходов нам перейти на общее платное образование.
Какие гарантии
«Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях», - об этом гласит ст. 43 п. 2 Конституции РФ, которую никто ещё не отменял.
На её основе сделано и ещё одно подтверждение. Буквально слово в слово его мы найдём в новом законе «Об образовании в РФ», который вступит в силу 1 сентября 2013 года (ст. 5, п. 3). Документ достаточно громоздкий, и работали над ним долго. Специалисты сферы образования считают одним из принципиальных его отличий от прежнего закона то, что написан он гражданами России. Впервые в нашей истории законодательный акт прошёл от начала до конца процедуру общественного обсуждения. В положениях документа - реальное воплощение предложений граждан.
Главный фундаментальный принцип для российского образования – бесплатное его получение – подчеркнул и премьер-министр Дмитрий Медведев, когда в июле прошлого года данный законопроект рассматривался Правительством.
В том, что с вступлением в действие нового закона учебный план останется бесплатным, нас заверили и в областном управлении образования.
Откуда молва пошла
Слухи о платном школьном образовании пошли ещё с 2010 года, когда был принят Федеральный Закон РФ № 83-Ф3
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В народе окрестили его по-простому: «закон о монетизации средней школы». Суть его – в изменившемся порядке финансирования бюджетных организаций.
– Этот закон настолько «замудрён», что даже мы, педагоги, с энного количества прочтений с трудом разбирались, что нас ожидает, – признаётся моя знакомая учительница, просившая не называть её имени и фамилии. – Но до истины докопались: государство готовит нас к тому, что будет оплачивать не всю деятельность школ, а лишь определённый объём услуг по госзаданию. Т. е. школы должны выживать сами, иначе говоря – зарабатывать! Введение этого документа коснулось и других учреждений социальной сферы.
Бюджетные и казённые
Действительно, Закон № 83-ФЗ от 08.05.2010 предусматривает разделение госучреждений на три группы - казённые, бюджетные и автономные. Что касается конкретно школ, то они в большей степени относятся к бюджетным, либо к автономным (таковых в настоящее время единицы). Для всех типов выделяются одинаковые средства, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы в рамках стандарта. И те и другие на вполне законных основаниях могут иметь внебюджетный доход. Но при этом автономные учреждения избавляются от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам. Они получают право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. А бюджетные не могут распоряжаться недвижимым или особо ценным движимым имуществом, а также имуществом, приобретённым за счёт средств, выделенных учредителем.
Весь объём знаний, который давала школа, как финансировался из госбюджета, так и продолжает финансироваться. И здесь начинается путаница: за что нужно платить?
Неприкосновенность госстандарта
– Школа имеет право оказывать платные образовательные услуги в соответствии со ст. 101 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Но платные услуги не могут заменять образовательную деятельность, которая ведётся в рамках реализации госстандартов. Ведь они обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований. Поэтому подчеркну: всё обучение в рамках госстандарта, у нас как было бесплатное, так и остаётся. А плата допускается за дополнительные часы, что называется, сверх нормы, – поясняет первый заместитель начальника управления образования Тамбовской области Любовь Филатьева. – Что плохого в том, что дети хотят получить более глубокие знания пот тем или иным предметам, и родители готовы за это платить? Я считаю, что сфера платных услуг должна более активно развиваться. И не только в отношении углублённого изучения каких-то дисциплин, но и при реализации программ дополнительного образования.
Далее выясняем, что любая платная дополнительная образовательная услуга правомерна лишь в том случае, если есть запрос обучающихся и их родителей. Если родители или законные представители решили, что их ребёнок должен получать знания сверх учебного плана, то он оформляет договор на оказание платных образовательных услуг. И нарушение принципа добровольности здесь не допускается.
Немного из практики
Почти год назад лицей № 14 Тамбова перешёл на автономию. Финансирование учреждения в связи с эти не уменьшилось, а вот свободы в зарабатывании средств стало больше.
– Главные источники формирования внебюджетного фонда у нас – это аренда помещений во внеурочное время и дополнительные образовательные платные услуги (в основном репетиторство). По-прежнему бесплатны у нас факультативы, кружки, подготовка к ЕГЭ, – рассказывает директор МАОУ «Лицей №14» Геннадий Любич. – Репетиторством наши педагоги занимаются с учащимися других школ.
Разумеется, делают это в свободное от основного учебного процесса время. Дополнительную заработную плату получают в полном объёме. К примеру, за 12 занятий в месяц в группе более 20 человек берётся плата
580 рублей с каждого ученика. Прежде чем утвердить тарифы на платные услуги, мы согласовываем их с комитетом по ценам администрации города, представляя экономическое обоснование каждой цифры. А вот на что потратить заработанные деньги, мы регулярно советуемся с управляющим советом лицея. Перед этим органом и отчитываемся.
У некоторых моих (автора. - Ред.) знакомых, получивших мало-мальский опыт в зарабатывании собственных средств на нужды школы, уже есть опасения, что финансирование будет урезано. Мол, на верхах увидели, что «добывать» деньги теперь школы умеют своими силами, а потому на этом можно сэкономить местный бюджет.
Опасения
В большинстве случаев опрошенные мною родители всё-таки били тревогу. Пугает людей многое, несмотря на заверения руководства разного уровня.
– А вдруг госстандарт сведут до такого минимума, что не хватит объёма часов для получения самых элементарных знаний? – беспокоится Ирина Круглова из Тамбова. – И научатся наши дети только чтению и таблице умножения…
– Наверняка учителя теперь не будут выкладываться «по полной», чтобы дать нужные знания. А чтобы всё-таки довести до необходимого уровня, станут придумывать эти дополнительные часы, – уверен Игорь Поминов из Кирсанова.
– Конечно, сразу не сделают платное образование. Но такими вот маленькими шажочками нас к нему приведут. Ведь уже в открытую руководство заявляет, что нам хватит уже умных и грамотных. Нужны рабочие руки. Но есть опасение, что не рабочие руки вырастим, а поколение пьяниц, бомжей и преступников. Так как водить на платные занятия, чтобы заполнить свободное время детей, смогут далеко не все родители. Тогда и начнётся самое страшное! – говорит Светлана Шилова из Уварово.
Мнение власти:
Николай Никандров, президент Российской академии образования:
– Думаю, что будут пытаться ввести что-то платное ещё и ещё. Особенно я опасаюсь за местное «творчество». В школе действительно не так много денег, чтобы справляться со своими нуждами: кому двери надо заменить, кому крышу. И решать проблемы будут и законными, и незаконными способами. Но я оптимист в данном случае, и надеюсь, что особенно этому развернуться в государстве не дадут. На такой социально неблагоприятный шаг, вряд ли кто-то пойдёт в высших кругах.
Алексей Жирнов, депутат Тамбовской областной думы:
– На автономию при необходимости можно перевести всё. Но при этом ни в коем случае нельзя уменьшать те объёмы по предоставлению госстандарта, что сложились на сегодняшний день. А введение платных дополнительных часов сверх нормы считаю разумным по мере надобности в том или ином учреждении. Это зависит и от местонахождения школы, и от профильности, и, в конце концов, спроса на конкретную услугу. Почему бы, например, не ввести китайский язык, если он сегодня популярен, а госстандарт его не предусматривает?
Смотрите также:
- Что принесет новый учебный год школярам, детсадовцам, преподавателям и студентам? →
- Директорам воронежских школ будут по-новому начислять зарплату (29.01.2014) →
- Кодекс гениевили тупик реформы образования? →