Липецк, 18 июня – АиФ-Черноземье. Сколько на самом деле людей калечатся во время поездок в липецких автобусах? Десятки, может, сотни… Почему такое происходит и кто виноват, выясняли журналисты «АиФ-Липецк».
Жертв гораздо больше
Одно из наиболее крупных ДТП с участием пассажирского транспорта произошло в начале этого года. На улице Советской столкнулись два автобуса, в результате аварии пострадали пять человек. Как установило следствие, столкновение произошло из-за того, что один из шофёров попытался проскочить на красный сигнал светофора. Аварии по вине водителей автобусов – не редкость. За четыре месяца в Липецкой области произошло 10 подобных ДТП, в которых были травмированы 15 человек.
Уточним, что речь идёт только о серьёзных травмах, таких как сотрясение мозга и переломы конечностей. По словам сотрудников ГИБДД, происшествий, в которых пострадавшие «отделались» ушибами или ссадинами, гораздо больше. А некоторые и вовсе не попадают в официальную статистику. Пример – случай, который произошёл с липчанкой Татьяной Александровой
– Я села в маршрутку на остановке «10-я школа», – рассказывает она. – В тот момент, когда я стала передавать водителю деньги, автобус резко тронулся, и я начала падать, но успела схватиться рукой за поручень возле входа.
Держась за него, соскользнула на ступеньки и села на корточки. И вдруг с ужасом вижу – дверь-то открыта!
Всё произошло в считанные секунды. Автобус начал резко поворачивать, поручень выскользнул у женщины из рук, и она выпала из маршрутки прямо на проезжую часть. Очнулась женщина уже в машине скорой помощи. Оказалось, что от удара о землю у неё произошло кровоизлияние в мозг. Месяц Татьяна провела в больнице. А недавно похожая история произошла с Еленой Климовой. Она ехала в маршрутке домой. Вдруг на светофоре водитель резко затормозил. Елена не удержалась и упала в проход, ударившись головой о поручень. К счастью, в этом случае серьёзных последствий удалось избежать.
Экономия на…жизнях
Точка зрения | |
---|---|
Игорь Папонов, заместитель начальника Управления ГИБДД УМВД России по Липецкой области: |
Что заставляет липецких шофёров рисковать жизнями людей? Об этом рассказал бывший водитель маршрутки Анатолий (по его просьбе мы не указываем его фамилию).
– Зарплата водителей напрямую зависит от плана, который устанавливает перевозчик. Если его не выполнить, то можно вообще ничего не получить. Ведь у многих водителей даже нет оклада – их зарплата состоит из того, что они зарабатывают сверх плана, который меж тем постоянно увеличивается. Так что иногда, не поверите, работаешь себе в убыток, – говорит Анатолий. – Ещё потом и должен остаёшься! Вот тут и начинается борьба за пассажиров. Рискуя своими и чужими жизнями, водители превышают скорость, проскакивают на красный свет, подрезают другие автобусы. А всё для того, чтобы заработать себе на хлеб. Многие хорошие водители уже давно бросили такую работу. А частники теперь набирают шофёрами людей с улицы, которые порой даже не имеют водительского стажа. И этим людям липчане доверяют свою жизнь!
Но есть и ещё одна причина. Пассажирский автопарк Липецкой области постоянно увеличивается, а квалифицированные водительские кадры – в дефиците. Вот и приходится водителям в ущерб собственному отдыху работать сверхурочно – по 13-15 часов за смену, при допустимой норме в 12 часов.
Чтобы не быть голословными, приведём данные официальных проверок. За первые три месяца 2013 года управление государственного автодорожного надзора проверяло пассажироперевозчиков 76 раз, как в плановом, так и внеплановом порядке. В каждую из проверок выявлялось в среднем по три-четыре нарушения транспортного законодательства. Главные из них – нарушение режима труда и отдыха водителей, несоблюдение расписания движения на маршрутах, отсутствие оснащения автобусов системами ГЛОНАСС и другие.
Нерадужные перспективы
Кстати | |
---|---|
В апреле-мае на телефон горячей линии департамента транспорта, дорог и благоустройства Липецка поступило около 50 обращений горожан по вопросу работы транспортной системы Липецка. В основном пассажиры жаловались на грубость и курение водителей во время движения, нарушения скоростного режима, грязь в салонах, изношенность сидений. В связи с этим было принято решение усилить контроль над компаниями-перевозчиками. В течение месяца специалисты департамента будут следить за выполнением санитарных норм в автобусах. Поучаствовать в этой работе смогут и жители города. Присылать свои замечания, а также видеоматериалы, подтверждающие нарушения, следует на электронный адрес vezlivoe-dvizenie@mail.ru. К недобросовестным водителям будут приниматься соответствующие меры. |
Подобные проверки дают ответ на другой вопрос – почему водители автобусов так часто нарушают правила дорожного движения. Только в первом квартале этого года в ходе надзорных мероприятий инспекторы ГИБДД выявили 408 подобных нарушений.
Самые распространённые среди них – превышение скоростного режима, непредоставление преимущества пешеходам и транспортным средствам, разговор во время движения по мобильному телефону, высадка и посадка пассажиров в неустановленных местах.
Любопытно, что чаще всего на таких нарушениях «попадаются» водители маршруток. Следовательно, они же и чаще попадают в аварии.
Но если сегодня мы ещё можем выбирать, на каких автобусах нам ездить, то, возможно, в скором будущем у нас не будет такого выбора. С каждым годом в Липецке становится всё меньше муниципальных автобусов и всё больше маршруток. К примеру, в прошлом году закрыли троллейбусный маршрут № 4 («АиФ-Липецк» подробно рассказывал об этом в № 17). Возможно, что такая же участь ждёт и троллейбус № 7. Если муниципальные маршруты будут закрываться, пассажирам волей-неволей придётся пересаживаться на коммерческие автобусы. По всей видимости, всё к этому и идёт. Сначала из автобусов, троллейбусов, трамваев убрали кондукторов, потом сократили общее количество единиц транспорта, прикрываясь модным словом оптимизация. Не будет ли следующим этапом передача муниципального транспорта в частные руки? Слухи об этом ходят давно. Но для чего тогда нужно было тратить миллионы на модернизацию - устанавливать терминалы, дорогостоящие кассовые аппараты? Не лучше было бы эти же деньги потратить на обеспечение безопасности пассажиров. Тогда бы нам не пришлось бояться, что билет на поездку в автобусе может оказаться билетом в один конец.
Комментарий специалиста
Алексей Ершов, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Липецкой области:
Особый взгляд
Сергей Малахов, начальник Управления Государственного автодорожного надзора по Липецкой области:
Мнение власти
Юрий Божко, первый вице-губернатор Липецкой области:
Смотрите также:
- Опасные рейсы. Почему общественный транспорт становится угрозой? →
- Кто нас возит? (09.08.2011) →
- Гонки на выживание →