Злынскому конезаводу Орловского края есть чем гордиться

141 год – как одно мгновение

   
   

Каждый, кто въезжает в небольшой посёлок – Конезавод, – сразу же попадает в атмосферу старины. И это обусловлено в первую очередь тем, что на территории Злынского конезавода чудом сохранены постройки начала XX века. А прогуливаясь по ухоженной территории, понимаешь, что на этой земле есть хозяин, которому не безразлично то, что его окружает. Но так было не всегда. Конезавод был фактически банкротом, когда в 2005 году его купил Андрей Раппопорт.

                                                                         
Справка
Завод был основан Василием Ивановичем Телегиным в 1872 году. Его дело продолжил сын – Николай Васильевич. После Октябрьской революции имение Телегиных было национализировано. Лошадей и инвентарь разделили между крестьянами, которые почти всех элитных лошадей уморили непосильной для рысаков тяжёлой работой. Возрождение 15-го государственного Злынского конного завода связано с именами двух директоров. Первый – Николай Иванович Курицын – возглавлял конезавод с 1941 по 1953 год. Именно ему удалось собрать и сохранить значительную часть поголовья злынских рысаков. Его сменил Сергей Александрович Касименко, ветеринар и страстный коневод. В 1963 году ему удалось получить для завода американского жеребца Билла Ганновера, ставшего основателем новой линии. Завод развивался. Но в 1990-е годы начался сложный период выживания. Администрация области, озабоченная состоянием дел у племенного предприятия, стала искать инвестора, неравнодушного к судьбе старейшего хозяйства. Новая веха в развитии конезавода наступила, когда Андрей Раппопорт стал новым хозяином, а Светлана Лебедева – гендиректором.

– Состояние завода было плачевное, по конезаводу невозможно было ходить – кругом лежали засохшие деревья, постройки нуждались в капитальном ремонте, да и само существование племенного поголовья лошадей рысистой породы было под угрозой, – рассказывает Светлана Лебедева, генеральный директор ООО «Злынский конезавод». – Вы сами видите, что сейчас территория благоустроена – асфальтированы дороги, установлены красивые лавочки, сделанные руками работников, побелены деревья. И что радует больше всего – местные ребятишки активно нам помогают: сами ездят в лес, выбирают понравившиеся им саженцы, которые затем высаживают здесь.

Много сил и средств было потрачено на восстановление конюшен. Но останавливаться на достигнутом здесь не собираются. В ближайших планах реконструкция ещё нескольких зданий. Сейчас на средства собственника идёт восстановление музея-усадьбы Телегина, памятника архитектуры в неорусском стиле, созданного орловским архитектором Александром Химецом. В надписи на мемориальной доске, сохранившейся с советских времён, указано, что усадьбу построили в 1911 году. При изучении исторических документов выяснилось, что год постройки – 1903-й.

Сегодня делается всё, чтобы этот уникальный объект был восстановлен в соответствии с сохранившимися историческими материалами. Большое внимание уделяется мельчайшим деталям, лучший тому пример – найденный на чердаке флюгер.

– Когда его нашли, сразу же было решено сделать копию и установить там, где он был в начале прошлого века, – рассказывает Светлана Владимировна, – а этот, старинный, станет экспонатом музея.

Огромное количество архивных документов было изучено, чтобы узнать, каким всё-таки был первоначальный цвет здания. И эти труды увенчались успехом: сейчас усадьба выкрашена в цвет охры, именно в тот исторический оттенок.

   
   

Стоит сказать, что такое бережное отношение к прошлому приносит свои плоды – в посёлок всё чаще приезжают экскурсии не только из разных городов России, но и из-за рубежа.

Резвейшие рысаки страны

Но, как и 141 год назад, главной гордостью были и остаются племенные лошади, которые продолжают традиции российского коневодства.

                                                                         
Справка
На базе ГПКЗ «Злынский» создано два сельхозпредприятия: ООО «Юпитер» и ООО «Злынский конезавод». Юпитер – молочный комплекс, ежедневно производит около 20 т молока, создано около 200 рабочих мест, элеватор на

12 тыс. т; благодаря современной технике и технологиям налажено своё кормопроизводство, выращивают и собирают высокие урожаи продовольственной пшеницы, ячменя и овса.

Всех именитых рысаков, выращенных здесь, можно перечислять долго. Многие из них успешно участвовали и участвуют в бегах на различных ипподромах страны. Рысаки завода пять раз становились обладателями самого почётного приза Дерби, многократно были обладателями традиционных и международных призов. На злынских рысаках установлен ряд всесоюзных и всероссийских рекордов резвости. А ведь такие успехи достаются не просто так.

Осматривая территорию конезавода, действительно, понимаешь, что здесь созданы все необходимые условия для содержания лошадей. Например, был куплен солярий – такого нет ни на одном конезаводе России. Для купания лошадей есть пруд. Оборудовано конкурное поле.

На конезаводе сейчас работает 30 человек, сложившийся коллектив единомышленников и преданных своему делу специалистов, которые регулярно получают заработную плату, премии и все положенные социальные выплаты, несмотря на то, что конезавод до сих пор является дотируемым.

Создать для людей все условия

Не забывает собственник Злынского конезавода и о местных жителях. Так, несколько лет назад недалеко от сельской школы появилась спортивная площадка, на которой по вечерам проводит досуг молодёжь, обустроено место для игры в волейбол. Также облагорожена территория Калиновского пруда: излюбленное место купания местных жителей стало цивилизованным, на средства конезавода выполнена планировка берега, завезён песок, установлена пляжная мебель, здесь ежедневно убирается мусор, оставляемый отдыхающими, место для купания огорожено буйками. В особенно жаркие дни за порядком наблюдают дежурные сотрудники конезавода. Особенно благодарны за эти изменения родители, которые без опаски отпускают детей купаться.

– Сейчас мы выделяем деньги местной администрации для установки на сельской дороге лежачих полицейских в районе нашего конезавода. Это нужно для безопасности жителей, да и самих водителей, чтобы люди, которые сюда приезжают впервые, снижали скорость при въезде в парковую зону, – поясняет Светлана Лебедева. – Дел – непочатый край. Старейший конезавод и усадьба Телегиных – это наше общее достояние, достояние России, которое обязательно надо сохранить! 

Смотрите также: