В Тамбове готовятся к столетию канонизации епископа Питирима

   
   

История

В этом году исполнилось 100 лет со дня подписания императором Николаем II указа о канонизации тамбовского епископа Питирима (родился в 1644 году в Вязьме; скончался в 1697 году в Тамбове). Подготовка к этому событию началась в 1911 году, после обращения жителей Тамбова в городскую думу (под письмом стояло несколько тысяч подписей). Инициатива, идущая снизу, была поддержана церковной и светской властью, и указом Святейшего Синода комиссию по прославлению Питирима было поручено возглавить епископу Тамбовскому и Шацкому Кириллу (Смирнову).

Ровно 99 лет назад, 10 августа, в Тамбове состоялись торжества по причислению Питирима к лику святых. Таким образом, святитель стал одним из последних канонизированных русских святых перед революцией. 11 и 12 мая 1914 года был прославлен патриарх Гермоген; 10 июня 1916 года – митрополит Тобольский и Сибирский Иоанн.

Благоустройство

1914 год считается годом высших достижений Российской империи. Благодаря организационно-техническому уровню мероприятия, торжества по случаю канонизации святителя Питирима в Тамбове стали поистине уникальным явлением. Об этом свидетельствуют архивные документы, которые показывают, какую большую роль сыграла канонизация в преображении социально-экономической жизни города.

Благодаря появлению нового русского святого Тамбов стал более известен в России. Сюда устремился поток паломников, что, в свою очередь, потребовало от городской власти уделять больше внимания благоустройству территорий, снабжению города продуктами питания, развитию торговли. Тамбов менялся в лучшую сторону, и его жители от этого выигрывали во всех отношениях.

   
   

К 1914 году был отремонтирован Спасо-Преображенский кафедральный собор города, около него построена часовня, а сама центральная площадь заасфальтирована. Все эти работы были проведены на личные средства благотворительницы Александры Николаевны Нарышкиной, которая выделила на них более 50 тыс. рублей.

Одна из городских улиц близ Соборной площади была переименована в Питиримскую (ныне Степана Разина). Привели в порядок территорию на берегу реки Цны – около колодца святителя Питирима, где возвели каменную лестницу, соединившую верхнюю и нижнюю площади.

Во всём городе были замощены улицы. На железнодорожной станции построили дополнительную платформу, позволившую принимать больше поездов. На проезд в Тамбов были установлены дешёвые тарифы в вагонах третьего класса.

Городская дума обратилась к губернатору с предложением установить в день памяти святителя Питирима ежегодный выходной день.

Паломники

Предполагалось, что на торжества в Тамбов соберётся 120 тысяч гостей и паломников из разных городов России и Тамбовской губернии (для сравнения: самих жителей города тогда насчитывалось около 60 тысяч человек). Чтобы встретить такое количество людей, были возведены два палаточных лагеря на Крестовоздвиженской и Ярмарочной площадях (ныне место старого автовокзала), к которым подвели воду, электричество, телефоны. В лагерях была организована медицинская помощь, установлены кипятильники для воды.

Однако лагеря не могли принять всех гостей, поэтому была достигнута договорённость, что делегации разместятся в городских училищах, приходских школах, военных казармах, которые были отремонтированы.

В городе был решён один из главных вопросов – вопрос снабжения продовольствием. Владельцы пекарен увеличили выпечку чёрного и белого хлеба. Если в обычный день в Тамбове выпекалось 3000 пудов хлеба, то при организации круглосуточной работы его объём довели до 6000 пудов, а недостающий объём хлеба (до 9000 пудов) было решено заказать в пекарнях Кирсанова и Козлова. На время праздников тамбовский губернатор установил фиксированные тарифы на хлебобулочные изделия и мясо. В губернском городе открылись частные дешёвые столовые, а Общество трезвости организовало работу чайных.

За порядком во время проведения мероприятий, помимо полиции, должен был следить стоявший в Тамбове 28-й пехотный Полоцкий полк. Он обязан был ограждать паломников от опасных мест, принимать меры к недопущению использования в качестве питьевой воды из Цны, Ерика, Студенца и Ржавца, поскольку это могло привести к заболеваниям.

Окультурились

В порядок был приведён не только город Тамбов, но все дороги и мосты губернии, по которым должны были следовать паломники из уездных городов, причём следовать организованно – с крестными ходами.

Для того чтобы в губернском центре проходил приём гостей, о движении паломнических групп и количестве участников шествий в Тамбов должна была поступать информация по линии телефонной связи.

Одним словом, канонизация святителя Питирима позволила Тамбову и Тамбовской губернии подняться на более высокий культурный уровень: привести в порядок общественные территории, отремонтировать старые здания и возвести новые постройки, использовать новейшие достижения технического прогресса, усовершенствовать систему снабжения, торговли, правопорядка.

Подготовка к празднику

Сегодня в Тамбове началась подготовка к 100-летию канонизации святителя Питирима, мощи которого покоятся в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. К 10 августа 2014 года планируется отремонтировать сам собор и благоустроить Соборную площадь.

Тамбовская духовная семинария выиграла грант международного конкурса «Православная инициатива-2012», ежегодно проводящегося Московской патриархией, на создание передвижной выставочной экспозиции «Святитель Питирим Тамбовский: начало и конец Российской империи (к 100-летию канонизации)». Последние десятилетия, когда в нашу жизнь вернулась Русская православная церковь, мы успели привыкнуть к её присутствию, однако до сих пор мало знаем о её истории, главных деятелях, об искусстве, культуре в целом, традициях. Выставочная экспозиция сможет восполнить один из таких пробелов и рассказать о духовных основах Российской империи начального и конечного периодов. Начальный период (конец XVII века) был связан со временем жизни и деятельности Питирима Тамбовского, а конец – с причислением его к лику святых в 1914 году.

Смотрите также: