Владельцы «Тинькофф кредитные системы» поплатятся за непрочитанный договор

   
   

Воронеж, 8 августа – АиФ-Черноземье. Россия обсуждает новость из Воронежа: Дмитрий Алексеев (фамилия изменена из-за значительности заявленных в теме сумм) подал иск в отношении банка «Тинькофф. Кредитные системы» в связи с тем, что они не соблюдали свои обязательства по подписанному с ним договору. 

Изменение «мелкого шрифта» 

В 2008 году, как и многие другие горожане, Дмитрий получил по почте кредитную карту упоминаемого банка. Будучи опытным юристом, получатель, зная, что по закону имеет право на составление договора (ст. 1 ГК РФ «Свобода договора»), изменил условия, присланные банком «Тинькофф. Кредитные системы» и выслал им, выложив на созданный им сайт www.tcsbank.at.ua. Те, в свою очередь, документ подписали.

«Уловка» состояла в том, что он изменил следующие пункты в их бумаге: во-первых, в пункте 7.3, где указана процентная ставка за пользование кредитом, Дмитрий поставил 0% вместо предложенных банком 12,9% годовых. Во-вторых, пункт 4.6: здесь, по условиям держателя карты, клиент был вправе не оплачивать комиссии и выплаты, предусмотренные тарифами банка. Третье: пункт 2.7 гласит, что, если банк в одностороннем порядке меняет условия предоставления услуг, выплачивает клиенту 3 млн рублей за каждое изменение. Четвертая загвоздка – в пункте 2.9.: при несогласии банка с предыдущими пунктами, договор может быть расторгнут в одностороннем порядке, но в этом случае необходимо будет выплатить клиенту 6 млн рублей.

Таким образом, «Тинькофф» нарушил в общей сложности восемь пунктов договора. За каждый из них, как уже упомянуто, компания обязана выплатить по 3 млн рублей, а в совокупности – 24 млн рублей.

Что выиграл «Тинькофф»?

   
   

Собственно, специалисты банка, получается, даже на сегодняшний день так и не удосужились прочесть заключенный ими договор, который выложен в Интернете, поскольку Олег Тиньков, основатель предприятия, в своем твиттере накануне ночью высказался с абсолютной уверенностью, что Дмитрий – просто любитель получать дармовые деньги: «Да уже успокойтесь вы ничего он не получит – щас разыгрались фантазии) – халявщики мать его», – пишет он.

У адвокатов юридического агентства, представляющего интересы истца, иное мнение на этот счет. Уже доказано Мировым судом Воронежа, что договор, заключенный между обеими сторонами, является действительным.

«Тинькофф» в сентябре 2012 года подавал в суд на Алексеева, требуя выплат по кредиту в размере 45 684,37 рублей, из них 29 137,36 рублей – просроченная задолженность по основному долгу, 10 411,41 рублей – просроченные проценты, 5545,60 рублей – штрафные проценты за просрочку, 590 рублей – сумма комиссий за обслуживание. Кроме этого, с воронежца потребовали взыскать госпошлину – 1594,09 рублей и сумму за проезд представителя банка – 7325,4 рубля.

Это и доказывает тот факт, что специалисты «Тинькофф» не в курсе, на что на самом деле они подписались. Суд же учел условия настоящего договора, поэтому обязал Алексеева выплатить лишь задолженность по карте – 19 353,54 рубля и судебные расходы – 13 000 рублей.

Атака воронежца

С этого все и началось. Как в детском саду: «он первый начал». Воронежец и по сей день пользовался бы картой, не провоцируя банк на иски (он и так, даже имея по новому договору безлимитную карту, не злоупотреблял расходами), но то, что «Тинькофф» подал в суд в сентябре, требуя взыскать проценты по кредиту с Алексеева, и начало тяжбу.

– Юристы банка полагали, что их обычная система взыскания долгов пройдет на «ура», – сказал Александр Колбасин, сотрудник юридического агентства, защищающего интересы Дмитрия Алексеева. – 3 апреля мы приезжали в их офис в Москве. Не высылали документы, а именно явились лично, поскольку были готовы к диалогу. Однако нас не послушали, опять же, полагаясь, что их система отлажена идеально.

В итоге, иск в Коминтерновский районный суд поступил 25 июня 2013 года, а 1 августа состоялось первое заседание, ознакомительное. Самоуверенные юристы «Тинькофф» в очередной раз не приехали в столицу Черноземья, видимо, считая, что это очередной рядовой, потоковый случай.

В юридическую контору в то же время они прислали бумагу, в которой просили дело прекратить в связи с истечением срока давности иска. Адвокаты не согласны с требованием: срок давности здесь не может быть применен, поскольку банк еще не выплатил компенсацию по всем пунктам, ими нарушенными.

– Если бы в самом начале дела банк выплатил 6 млн рублей, то есть сумму, прописанную в пункте 2.9 договора («При несогласии с п.п. 2.7 и 2.8 Банк может расторгнуть Договор в одностороннем порядке при выплате Компенсации Клиенту в размере 6 млн рублей», – прим. автора), то дальнейшего развития история бы не получила, – говорит Александр Колбасин.

То есть, у Алексеева изначально не было цели получить 24 млн рублей, банк сам виноват в том, что не читал подписываемые документы, да еще и положился на то, что их типовой договор «прокатит».

– Мы будем надеяться, что на следующее заседание в сентябре представитель «Тинькофф. Кредитные системы» все же приедет. На основном судебном заседании мы будем также поддерживать исковые требования Алексеева, при этом мы по-прежнему готовы к диалогу. Даже в зале суда, – подчеркивают представители истца.

Сам Дмитрий Алексеев признался одному воронежскому изданию, что его свой договор он составил больше в шутку, не надеясь на его подписание. Правда, теперь эта шутка может стать началом «ломки системы». Даже несмотря на то, что спорящие по этому поводу на юридических форумах пользователи Интернета уверены в обратном: по их мнению, банк найдет, на ком отыграться.

Тот же Олег Тиньков не устает глаголить о том, что все идет по плану. Он пишет в «Фейсбуке»: «За банк вы не волнуйтесь, у нас всё ОК, против системы не попрешь, а вот про страну в которой мы живем, стоит поволноваться...». Тут же упомянута пользовательница той же соцсети, которая опубликовала достаточно слезливый пост на тему «Могли бы сказать спасибо кредиторам за приобретенные «айфоны».

Что говорят эксперты по кредитам?

– В глобальном смысле это проблема всей кредитной системы, люди не знают своих прав, банки этим пользуются, но ситуация в банке «ТКС» показывает нам, что система имеет свои слабые стороны. На мой взгляд, кредитным организациям давно пора избавиться от мелкого шрифта. Многие банки уже перестали это делать, но некоторым приходится таким образом оправдывать высокие процентные ставки. Эта история действительно может стать судебным прецедентом. Однако теперь это работа юристов. Что касается высказываний Олега Тинькова в своем twitter, то он, как человек умный, пытается получить из всей этой ситуации максимум пиара, потому что понимает, что, даже если ему придется выплатить заявленные миллионы, то информационного потока он получил уже на гораздо более серьезную сумму, – прокомментировал происходящее Сергей Дубровин, генеральный директор одной из воронежских кредитных организаций.

 

Смотрите также: