«Друзья, освободите Курск». Как жил и погиб легендарный комдив Перекальский

Степана Перекальского похоронили в Парке Пионеров. © / Владимир Коровин / Из личного архива

Восьмого февраля 2018 года исполняется 75 лет со дня освобождения Курска. С этой датой тесно связано имя командира 322-й стрелковой дивизии Героя Советского Союза полковника Степана Николаевича Перекальского, который привел советские войска в Курск. Порывистый, бесстрашный, сильный духом — таким он был в решающие для страны минуты. А в остальное время, в глубине души, как свидетельствуют мемуары, оставался скромным парнем.

   
   

«Лично проводил разведку»

Степан Перекальский родился в селе Осиновые Гаи Тамбовской губернии. Размеренный крестьянский быт не предвещал никаких подвигов, кроме трудовых. Восьмилетний Степан уже был вынужден батрачить.

«Окончив четыре класса сельской школы, служил мальчиком хлебной конторы Федотова в Тамбове. В юности будущий легендарный комдив был рабочим Московского почтамта, рабочим Тамбовского мыловаренного завода», — рассказывает о герое доктор исторических наук, профессор ЮЗГУ Владимир Коровин. Во время научной командировки в Центральный архив Министерства обороны РФ ему удалось ознакомиться с личным делом Степана Перекальского и его подробной биографией. 

Жизнь с армией Перекальский связал в 1917 году. Участвовал в боях на Украине против Украинской Рады, в боях с войсками Краснова. Его последнее до Великой Отечественной войны место службы — в 1925-1926 помощник командира 1-го Московского конвойного полка по строевой части. Затем ушел в запас. Работал заведующим отдела сбыта, заведующим отделом индустрии и мукомольной промышленности Хлебоцентра. В 1934-1940 годах возглавлял Главное управление мукомольной промышленности Наркомпищепрома СССР.

История легендарного комдива начинается с июля 1941 года. В музее школы № 12 Курска, носящей имя героя, хранится ксерокопия письма Степана Перекальского супруге Лидии Исаевне 1942 года: «Моя дорогая, только сегодня могу сообщить тебе об этих январских днях. 3-го числа принял 318-ю дивизию. И сразу приказ: «Взять деревню Перерва на озере Селигер. Ты на карте ее не найдешь. В течение двух дней я лично проводил разведку, обнаружил огневые точки и слабые места противника. А потом был бой, долгий и жестокий. Я с одной ротой ворвался в деревню и поджег школу, где были пулемет и склад боеприпасов. Деревню освободили. Пуля ранила меня в левую руку, но так легко, что я сразу и не почувствовал. Командование моей операцией очень довольно, и я этим горжусь».

Генерал Черняховский считал Перекальского своей правой рукой. Они вместе воевали на Валдае, на Северо-Западном фронте. Генерал писал на Степана Перекальского представление как на командующего. Он стал заместителем командира 232-й стрелковой дивизии. Воевал на Воронежском фронте. 5 февраля 1943 года Перекальскому вверена 322-ая стрелковая дивизия.

   
   

Погиб на окраине Курска

«Перекальский решил атаковать Курск с двух сторон: двумя стрелковыми полками навалиться с севера, а третьим — с северо-запада, рассекая оборону противника и угрожая ему окружением, — писал в своих воспоминаниях генерал Петр Лащенко. — Штурм города начался в ночь на 8 февраля. С первых минут сражение приобрело весьма яростный характер. Однако полки 322-й совместно с 248-й курсантской стрелковой бригадой ворвались к утру в город и начали блокировать один опорный пункт немцев за другим, нарушая огневую связь между ними и уничтожая их поодиночке. Гитлеровцы в свой черед цеплялись до последнего за каждую улицу и группу зданий, маневрировали силами и наносили неожиданные удары по флангам наступающих. Боевые действия шли с переменным успехом на множестве участков, на которые распалась вражеская оборона. Но Перекальский, хорошо разбиравшийся в этой сумятице, спешил всякий раз туда, где чаша весов начинала склоняться в пользу неприятеля, находил уязвимые места в его укреплениях и наносил затем неотразимый удар.  Он дважды был уже ранен, но не выходил из боя, считая, что не вправе покинуть свой пост, пока держится на ногах».

Долгое время считалось, что Перекальский погиб недалеко от центра Курска - там, где сегодня находится медицинский университет. Сейчас здесь расположена площадь, названная в его честь. Многие убеждены, что бойцы во главе с Перекальским шли со стороны Кировского моста, и выстрелом снайпера, засевшего в здании мединститута, комдив был убит. Но сегодня эта точка зрения оспаривается сегодня рядом историков.

«Согласно документам подполковник Перекальский погиб в 7.30 утра на Северной окраине Курска, — комментирует кандидат исторических наук, заместитель председателя совета Ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, один из авторов книги «Вперед на запад двигались полки» Александр Манжосов. — Он находился в боевых рядах 1089 Стрелкового полка, которым командовал майор Топильер. Полк попал в тяжелое положение, и атака захлебнулась. Перекальский поднял в атаку учебный батальон в дивизии. По одной версии он был убит пулей, попавшей в грудь, по другой — осколком мины. Но, как свидетельствуют документы, не было никаких полевых госпиталей на Ямской, как писали, ни снайпера, ни взятия под командованием Перекальского медуниверситета (там наступала 248-ая стрелковая бригада полковника Ивана Андреевича Гусева). Зная оперативную обстановку, могу предположить, что скорее всего Перекальский погиб в районе сегодняшней Тропинки, когда поднимался по железной дороге со стороны села Поповка».

Последними словами Перекальского были: «Друзья, освободите Курск». Звание полковника, как и звание Героя Советского Союза и орден Ленина, он получил посмертно.

«Я солдат, гражданин, мое место в армии»

12 февраля состоялись похороны героя в Парке Пионеров. В тот день вокруг его могилы невозможно было сосчитать венков. Общегородской митинг, посвященный освобождению Курска и похоронам Перекальского, объединил около 10 тысяч человек. С речью выступил командующий войсками 60-й армии генерал-майор Черняховский. При погребении был дан салют 70 автоматчиками. В это время оркестр играл траурный марш. Тогда же внесли предложение назвать одну из улиц Курска именем погибшего героя. И спустя пару недель 22 февраля 1943 года в Курске появилась площадь Перекальского.

«В декабре 1948 года мать Перекальского Мария Петровна обратилась в горисполком с просьбой о перезахоронении её сына на военном кладбище», — рассказывает Александр Манжосов. 

В тот же год останки захороненных в Парке пионеров Героев Советского Союза Перекальского, Блинова и подполковника Кокурина были перенесены на Офицерское кладбище. В начале 60-х годов на могилах были установлены мраморные бюсты.

«15 лет назад сын Перекальского Роальд посещал нашу школу, — рассказывает директор музея школы № 12 Елена Грищенко. — Был август, но несмотря на каникулы, мы провели экскурсию для почетного гостя. Удивило, насколько он похож на Степана Николаевича — практически одно лицо. У нас в школьном архиве есть фото, сделанные в те дни. На встречу пришли также ветераны 322 дивизии, которой командовал Перекальский. У меня лично вызывает восхищение тот факт, что в 1939 году Перекальский был уволен в запас, но, когда объявили о начале войны, сказал жене: «Я солдат, гражданин, мое место в армии».

С Курском связаны последние дни вдовы Перекальского Лидии Исаевны. Она больше не выходила замуж. Умерла в местном доме престарелых. Похоронена на Северном (Трепельном) кладбище.